Нужны ли нам праздники?

Подлинные чудеса не шумны. И самые важные события очень просты.

Экзюпери

Чем ближе Новый год, тем чаще звучит вопрос: «А что ты чувствуешь? Неужели веришь в волшебство, как в детстве?» «Да, — уверенно отвечаю я, — для меня это самое волшебное время года!»

Нужны ли нам праздники? Не те праздники, которые имеют исторический смысл (они нам нужны для памяти), а те, которые отмечают течение времени, переходные рубежи — Новый год и дни рождения? Нужны ли нам дни, когда мы можем остановиться и ..?

Вот тут-то и начинается самое интересное. Мы воспринимаем праздники прежде всего как выходные, когда можно поехать куда-то, прервать череду будней, ярко провести время. А кто-то вообще не любит праздники и старается в это время еще поработать.

Не забыл ли я себя

Сегодня становится модно жаловаться на отсутствие памяти. Мы забываем о встрече, о намеченном деле, забываем предупредить, забываем даты, телефоны, информацию, которую нам передали. Иногда на следующий день после просмотра фильма или прочтения книги мы уже не можем вспомнить подробности сюжета, а только общее впечатление. При этом мы и забывать правильно не умеем. Не можем забыть обиду, неприятное происшествие, чьи-то случайные слова.

Начиная с Платона, философы придавали понятию память большое значение и говорили о важности правильного запоминания и забывания. И это то, чему можно учиться.

Память — это очень сложный процесс, в котором принимают участие и восприятие, и внимание, и мышление, и воображение, и воля. Лучше всего мы запоминаем то, что нам интересно, важно, то, на что направлено наше внимание, то, чему мы придали смысл, то, что мы связали с помощью ассоциаций со своим прошлым опытом. И тренировка памяти тесно связано с тренировкой внимания, умения заинтересоваться, умения мыслить, выделять главное, создавать ассоциативные связи и т.д.

Философия наглядно. Три Чертога

В книге «Голос Безмолвия», являющейся, по словам Е. П. Блаватской, фрагментом древней добуддийской «Книги Золотых Правил», содержится символическое описание пути внутреннего становления ученика. Это становление, в том числе, подразумевает прохождение трех важных этапов, трех Чертогов, как они названы в «Голосе Безмолвия»:

Клеши — одно из фундаментальных понятий в буддийской теории сознания, означающее те основные склонности, пристрастия и предрасположенности, характеризующие эго человека, которые заставляют совершать неблаговидные поступки, говорить грубо и лживо, испытывать зависть, ненависть, думать только о себе. Главными, базовыми аффектами, приводящими в движение Колесо сансары, являются неведение, привязанность и гнев.

Хорошо помню тот момент, когда я впервые удивилась тому, что вообще живу. Мне было шесть, и я отчетливо помню место, где это случилось (наверное, потому, что это было важно для меня). С тех пор меня, конечно, многое удивляло. Например, необычные жизненные повороты — неожиданные на первый взгляд, которые приводили к важным встречам, изменившим мою жизнь. Люди — те, которых я встречаю в своей реальной жизни или о которых читала. Конечно, книги, фильмы, музыка, которые открывают мне что-то новое о самой себе. Но, например, еще и первое цветущее дерево, которое встречается мне весной. Или вот буквально сегодня: яркое-яркое солнце после бури — огромный солнечный диск, внезапно заливший светом всю улицу.

Конечно, факт удивления сам по себе — это еще не философия. Но, как говорит Аристотель, удивление заставляет нас размышлять, познавать мир, а это единственное занятие, которое не приносит нам никакой видимой пользы и поэтому является единственно свободным.

Французский профессор, доктор философии Пьер Адо утверждает, что философию нельзя разделить на теорию и практику. В ней вообще нет теории, есть только практика как постоянное духовное упражнение. «Упражнением, - говорит он, - является вся философия, как обучающая речь, так и внутренняя речь, направляющая ваше действие» (2, с. 141).

Утверждение это ошарашивает! Мы совсем не привыкли так думать о философии! Мы привыкли, что философы говорят «философские речи», но их-то как раз Пьер Адо и не считает собственно философией. И все-таки он утверждает, что есть такой способ говорить, когда «теоретическое изложение имеет ценность духовного упражнения» (2, с. 143). Как это возможно?

Конечно, в поисках ответа на этот вопрос лучше читать книги самого Пьера Адо («Философия как способ жить», «Духовные упражнения и античная философия»). А эта статья представляет собой одно из духовных упражнений, которое Пьер Адо назвал «объяснением собственно философских текстов». Цель его состоит в таком изучении предмета, на котором была сфокусирована мысль философа, чтобы этот предмет стал нашим собственным образом мысли. И если это удастся мне, то и для вас чтение этой статьи может стать духовным упражнением настолько, насколько хватит сил сформировать и утвердить в себе взгляд на философию как на духовное упражнение.

Скажите, пожалуйста, может ли работа над собой стать игрой? Тому, кто считает себя серьезным человеком, этот вопрос может показаться странным… И тем не менее мне хочется поговорить сегодня о том, как игра может стать шагом к формированию лучшего в себе. Сразу спешу сказать, что это не панацея, а всего лишь один из способов.

Однажды, готовясь к практикуму «Дневник как способ самопознания», я узнала о том, что у Бенджамина Франклина был очень интересный подход к воспитанию самого себя. Он выбрал 13 добродетелей и поставил перед собой цель достичь совершенства в них. Мы можем взять за основу его опыт и развить его.

Общераспространенные взгляды содержат в себе много ложного, ибо «ум человеческий может быть уподоблен зеркалу с неровной поверхностью, на которое падают лучи от предметов и которое, примешивая свои собственные свойства к свойствам предметов, обезображивает и искажает их». «Идолами разума» Ф. Бэкон называет ложные привычки и предрассудки, которые, подобно поклонению мнимым богам, вводят людей в тяжкие заблуждения.

Издавна известна поговорка: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Но немногие задумываются о том, что надо посеять, чтобы вырос поступок. Философские традиции Востока и Запада — опыт, накопленный человечеством, — говорят о необходимости работать со своим умом, очищать его, прояснять, потому что именно он влияет на наши действия. Наши мысли рождают наши поступки и, соответственно, характер, а это в свою очередь влияет на нашу судьбу.

Философия наглядно. Как развить в себе добродетельАристотель считал, что добродетель есть середина — середина между крайностями. Относительно любого качества существуют три душевных состояния, два из которых порочны: одно — в силу избытка, другое — в силу недостатка. И только третье, расположенное между этими двумя крайними точками, является похвальным. Например, относительно бесстрашия избытком будет безрассудная отвага, недостатком — трусость, а серединой — мужество. Речь, конечно же, идет не об арифметическом вычислении середины, а о понимании, что именно крайности, крайние проявления порочны. А добродетель обретается уходом от этих крайностей, к которым, согласно Аристотелю, его постоянно влечет стремление получить удовольствие.