Слух для звука, глаз для света, даже с чувством прекрасного яснее — для гармонии и пропорций, а что я чувствую чувством юмора? А что-то ведь чувствую, когда смеюсь в ответ на шутку. Один очень мудрый человек сказал, что человека от животного отличают два качества: чувство священного и чувство юмора. Возможно, в этой двойственности вся трагикомедия человеческой жизни, разорванной между чем-то священным, вечным, великим, даже величественным, реальным, важным, и мелким, иллюзорным, преходящим, профанным. Одно — трагическое, другое — комическое. Исследователи гелотологи (есть такая смешная наука) говорят, о чувстве юмора, как чувстве комического — ощущении несоотвествия, парадокса. Комическое — то, над чем я поднялся, потерявшее (или не обретшее) для меня важность и силу, то, к чему я равнодушен; смехом я отделяю себя от того, над чем смеюсь. По сути, в чувстве юмора — великая сила освобождения от того, что давит и тревожит меня. Смеясь, я расстаюсь со своими недостатками, страхами, преодолеваю опасности и трудности. Хороший пример — «черный» юмор — я смеюсь над смертью и она теряет (хотя бы на минуту) свою пугающую стать. Сегодня тысячи мемов о коронакризисе, карантикулах и т.п. — способ не сойти с ума и не быть раздавленным происходящим.

Тревога — это волнение, которое возникает в результате повторяющихся мыслей о событии, которое может произойти. Другими словами, это проявление неуправляемого ума. А последствия его — усталость, растерянность и неспособность полноценно проживать каждое мгновение.

Волноваться и тревожиться не хочет никто. Но почему-то нам часто кажется, что отсутствие беспокойства свидетельствует о нашем безразличии. Или что таким образом мы отрицаем неудачи, которые могут постигнуть нас в будущем.

В первый день марта я вместе с моими старыми друзьями пошла в гости к новым — ребятам из ассоциации молодых инвалидов «Аппарель». Вместе делали творческий музыкальный вечер — проводили занятия по музыке, пели песни и много говорили. Ребята предложили тем, кто «с глазами», попробовать почувствовать их мир — тех, кто волею судьбы «живет в темноте».

Выключили свет. Устроили полную тьму. И в этой тьме слушали звуки дождя и моря, пение птиц в лесу.

Недавно на лекции обсуждали тему этики и ее связи со счастьем в нашей жизни. Понятно, мнения на этот счет были самые разные, и во многом по причине разного понимания самой природы этики. Можно видеть ее, как результат интеллектуальной деятельности каких-либо мыслителей или так называемого «общественного договора». Тогда этика — нечто неестественное по отношению к природе самого человека, и человеку приходится просто подчинять себя какой-то «интеллектуальной конструкции», усвоенной, навязанной и т. п. в процессе воспитания. Но что-то внутри мне говорит, что, возможно, дело обстоит иначе.

Мы часто говорим: чтобы понять другого человека, нужно постараться посмотреть на мир его глазами. Или представить себя на его месте. И то, и другое очень трудно. Каждый человек имеет идентичные органы внешних чувств (да и внутренних тоже), но воспринимает он мир все равно по-своему. Кто-то видит, например, миллион оттенков цветов, а кто-то — гораздо меньше.

Представить себя на месте другого — это вообще высший пилотаж. Потому что мы начинаем за человека думать — своими мыслями, слушать — своими ушами, смотреть — своими глазами.

Недавно я открыла для себя один из способов понимания. Он очень нестандартный. Но, как ни странно, хорошо действует.

Готовлюсь к лекции, вникаю в суть четырёх мужских архетипов. Каждый — тема для размышления и самонаблюдения, самоанализа, ведь речь не о чём-то абстрактном и далёком, а моём внутреннем мире, ответе на вопрос: «кто я?». Задумался над архетипом Правителя. В обыденном смысле Правитель — тот, кто правит, т. е. распоряжается другими людьми, другие значения ещё суровее: владыка, властелин — тот, кто властвует, владеет, обладает. Конечно, Архетип влияет или даже определяет моё место и роль в мире, но не столь прямолинейно — архетип Правителя не гарантирует статуса начальника, директора и т. п. Архетип выражается не в месте работы, специальности или профессии, скорее, в особом отношении и подходе к миру, людям, себе самому. Поэтому хочется заглянуть вглубь: в чем же суть архетипа Правителя…

Конфуций говорил: «Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь вы сами?», и это дает гораздо более глубокий смысл — близкий к понятию Отец (в традиции два этих понятия связывались). Тогда, возможно, архетип Правителя — Отца выражается не в распоряжении или властвовании, а в заботе о тех, кто рядом. Философский смысл правления — в духовном пути, который люди проходят вместе и вслед за своим правителем; пробуждение этого архетипа проявляется в работе над собой, чтобы проторить путь остальным, и быть способным помочь им его пройти. Масштабы вторичны; мне кажется, здесь можно говорить о педагоге и наставнике в самом глубоком смысле слова — человеке, который учится сам, и может передать свой опыт другим. И если говорить о его движущих силах, то это не амбиции, свойственные личностной Тени, а любовь и сострадание, свойственные тому, кого Юнг называл «Великим человеком» внутри нас.

Один мой друг любит шутить, что мудрость приходит с возрастом… но иногда возраст приходит один. Понятно, возраст и мудрость, даже возраст и взрослость, зрелость — вовсе не синонимы, можно быть инфантильным и в 30, и в 40. Вопрос в критериях зрелости.

Понятно, можно говорить о зрелости, как о самостоятельности, как способности зарабатывать самому себе на жизнь и т.п. И это уже немало, однако, хочется копнуть глубже, и тогда, возможно, надо говорить не о зрелости, как окончательном состоянии, а, скорее, о пути к зрелости. Если в природе зрелость — это максимальное проявление всего заложенного, например, в плоде — представьте себе спелое яблоко (а это еще и зерна будущего), то в нашей жизни очень трудно определить свой максимум; мы идем к нему, но когда достигнем его… кто знает. Это путь.

А что же созревает во мне, будто зерна внутри плода? Глубинная психология и близкая ей по духу сказкотерапия говорят об архетипах, лежащих в основе нашего духовного развития — созревания. Сказкотерапевты выделяют 7 архетипов, но на лекции о  «Мужских архетипах», к которой я сейчас готовлюсь, мы выделим только 4 наиболее фундаментальных. И в отличие от яблони, мой путь к зрелости не может быть бессознательным. Эти архетипы, идеи или идеалы необходимо осмыслить, оживить своими чувствами и эмоциями, и реализовать в конкретных шагах, соединив тем самым размышления, внутреннее чувство и интуицию с одной стороны и  «чисто конкретную» повседневную жизнь — с другой. Вот только тогда, думаю, моя жизнь приобретет вкус, вкус зрелости.

Готовлюсь к лекции «Мужские архетипы в мифах и жизни». Одна из проблем, которая привела к выбору темы — ответственность мужчины, его обязательства, долг… и другие не менее страшные понятия, не современные и не популярные.

С ним ты можешь говорить о чем угодно. Он примет все и никогда не осудит. Запомнит все самое лучшее, но и трудные моменты тоже. Никогда не станет критиковать. Если захочешь — расскажет, что изменилось в тебе самом за короткое или длительное время. Всегда, когда тебе нужно, окажется рядом. Говорить с ним можно бесконечно. Он откроет тебе забытые тайны твоего сердца. И никогда не устанет, не будет перебивать и спорить. Потому что, хотя умеет говорить, он — само безмолвие.

Изучаем Платона. Он пишет о том, что обычно человек видит множество прекрасных форм, а философ видит единое Прекрасное, Красоту, проявляющуюся во множестве форм. Мысль очень интересная, но, к сожалению, очень трудно реализуемая на практике, так как мне, например, не понятно, как это — видеть «прекрасное само по себе». Возможно, потому что это требует такой высоты, такого внутреннего подъёма, «случается» который крайне редко. Однако наблюдая за собой, я заметил интересную вещь. Вопрос в том, как я вижу людей, точнее, кого я вижу, глядя на человека.

В будничной суете, занимаясь тем или иным делом, я вижу кого-то в той или иной степени связанного с этим делом: пассажиров в автобусе, особенно «загораживающих-мне-проход», «толкающих-меня-своим-рюкзаком-который-нормальные-люди-снимают-при-входе» и т.п. В магазине я вижу «очень-медленных-кассиров», «накупивших-целую-тележку-ну-это-просто-на-полчаса». На уроке я могу увидеть «ну-какой-то-я-ему-уже-три-раза-объяснил-а-он-совсем-ничего-не-понимает» и так далее, в бесконечном разнообразии масок… не тех масок, за которыми человек прячет себя от меня, а теми, за которыми я прячу его от себя. Наверное, проблема шире — начальники видят кругом подчиненных, мужчины — женщин, опасливые — подозрительных… Думаю, вы тоже видели «да-все-они-таких».

Трудно увидеть человека, надо остановиться (хотя бы внутренне), надо всмотреться.