Готовлю небольшой практикум по теме «Выбор». Очень странная, мне казалось, тема для практикума, так как это происходит где-то внутри, почти несознаваемо и спонтанно; но чем глубже я вникал в тему, теснее связывались различные идеи, мысли, услышанное, прочитанное и, самое главное, прожитое в одно целое, и более всего поражала глобальность этой темы. От невыразимо древней Бхагавадгиты, до текстов Сартра — это одна из центральных тем. И понятно, чем более бессознателен этот процесс, тем более необходимо изучить и осознать его.

Существуют два твердых убеждения, с которыми, по моим наблюдениям, большинство людей приходит на занятия в нашу философскую школу. Что каждому человеку необходимо развиваться, совершенствоваться и что развитие заключается в приобретении новых знаний. И хотя на первый взгляд все это может показаться очевидным, то чем дальше, тем больше мне оно таковым не кажется.

Недавно попалась на глаза буддийская притча: Один ученик попросил Будду:

— Вырази кратко, с чем сравнимо твое учение? Будда ответил:

— Смотри на этот лес. Как он открыт! Ничего не спрятано. Я также открыт, как этот лес.

Он показал кулак и сказал:

— Сейчас мой кулак закрыт, ты не сможешь увидеть листья, которые в нем.
Потом Будда открыл свою руку, листья упали, и он сказал:

— Но рука Будды не похожа на кулак, она открыта, и если ты чего-то не понимаешь, то причина — в тебе.

У нас в философской школе есть традиция: перед наступлением Нового года каждый пишет письмо. Потом запечатывает конверт и кладет в маленький сундучок, чтобы открыть через год. В этом письме — итоги года, желания, пожелания… все, что хочется написать себе самому, человеку будущего, пусть и не далекого.

Проходит рождественский период, праздники остаются позади. Жизнь переключает на другие заботы и дела. Забываешь иногда не только то, что сам себе писал, но и о самом факте существования этого письма. Но традиция — великая вещь: воспоминания возвращаются через год в ответ на первый снег, на знаки приближающегося Рождества. Начинаешь ждать открытия сундучка с посланиями — а вдруг за год изменилось многое, и, конечно же, к лучшему?

В разных древних текстах, например, индийских или христианских можно встретить одну интересную идею — второго рождения. В Индии говорят о дваждырожденных браминах, а в Евангелии Христос говорит о втором «рождении свыше». Сократ говорил, что он — «повивальная бабка» для рождающихся душ. Наверное, можно найти и другие упоминания этого удивительного процесса. Понятно, что речь идет не о физическом рождении, которое уже состоялось, а о неком «духовном рождении». И тут нам, конечно, все вроде бы понятно, кроме одного — что все это означает?

На нескольких проведенных недавно лекциях заметил одну вещь, которая, наверное, чем дальше, тем более явной становится, а, понаблюдав за собой, осознал ее и в себе. Это парадоксальная смесь двух противоположных тенденций — легковерия и недоверия одновременно. Например, сейчас нам проще, чем раньше поверить в возможность каких-либо необычных технологий у древних цивилизаций Египта или Индии, в так называемый «палеоконтакт» с инопланетянами, или что-то подобное. Возможно, это следствие глобализации и развития своего рода демократии и плюрализма мнений, а может и что-то еще… Однако при этом нам крайне сложно поверить в то, что человек в то древнее время, или даже наш современник, может иметь ценности иные, чем мы сами, может любить не только себя и свою семью, думать о людях с ним узами родства не связанными, и заботиться о них без какой-либо «задней мысли», «пафоса» и тому подобной мишуры. Парадокс! Парадокс?

Прочитал недавно где-то ВКонтакте пост об отказе от так называемых «оценивающих суждений» и, задумавшись о том, насколько это возможно в реальной жизни, в итоге понял, насколько двойственным может быть выражение наших мыслей, да и сами наши мысли также; и какого глубокого осмысления и размышления они требуют.

Есть такая шутка про три стадии взросления мужчины. Первая: он верит в Деда Мороза. Вторая: он не верит в Деда Мороза. Третья: он сам Дед Мороз. Так вот, это не просто шутка, эти три стадии имеют достаточно глубокий смысл, связанный с развитием нашего мышления.

Стадия 1. Верим в Деда Мороза

Воспитатели и психологи знают, насколько важны для детей сказки. Они развивают образное мышление, они расширяют кругозор, они помогают социализироваться. Но, самое главное, они содержат в себе идеальные модели существования, основные жизненные ценности. Мир сказок — это своего рода детская мифология, дающая ребенку основные ориентиры его будущей внутренней жизни.

«Познай самого себя!» — гласила надпись стене храма Аполлона в Дельфах более двух с половиной тысяч лет назад. Это свидетельствует о том, что вопрос этот не новый, но, несмотря на это, до сих пор не разрешенный. В чем же проблема, почему так трудно познать себя? И возможно ли это, если до сих пор никто не дал ясного ответа, как это сделать?

 Руины храма Аполлона в Дельфах. Современный вид

Все, что мы знаем друг о друге — это наши представления. Мы примеряем друг на друга «одежды» своих чувств и мыслей, думая почему-то, что именно так другой человек должен ощущать себя. Если нам тяжел какой-то груз, значит, он и другому человеку так же тяжел. Если мы можем с чем-то легко справиться, значит, и другой человек тоже может.

Наверное, это одна из причин, побуждающих нас давать полезные советы человеку, у которого есть проблема, вызывающая боль.