«Невыразимое подвластно ль выраженью?
Святые таинства, лишь сердце знает вас …»
(В. Жуковский)
«Ты не получаешь ответов?
Самая главная причина в том, что ты не задаешь вопросов»
(Р. Бах)

У Природы, у этого «божественного Нечто», как её называл Исаак Левитан, в нашем мире свои законы, и календарная весна приходит к нам в марте. А вот в нашу жизнь и в нашу душу весна приходит не по календарю, а совсем по другому принципу. Таинство её прихода у каждого своё.

Если бы меня спросили, чем я занимаюсь в последнее время, то я бы честно ответила — учусь точить свой топор. И в этом нет ни капли воинственности.

В какой-то из попыток применить философию на практике мне стала окончательно ясна простая на первый взгляд вещь: внутреннее восстановление — это не отдых. Чтобы помимо физического здоровья внутри сохранялось желание жить и действовать, необходимо дополнительно поработать, помимо каждодневных «дел». Нужно «наточить топор».

Вы наверняка слышали о разных видах интеллекта. Есть кинестетический, лингвистический, логико-математический интеллект, эмоциональный и духовный (личностный) интеллект. Не так давно появилось понятие эстетического интеллекта. Давайте поразмышляем, что он означает с точки зрения философии и метафизики, и почему он может быть важен для нас.

Интеллект — это умение распознавать, то есть улавливать тонкие различия между схожими вещами и делать разумные выводы. Чтобы оценить качество чего-либо и на этом основании принять верное решение, нам нужна способность распознавать: идёт ли речь о расстановке цветов в вазе, о выборе вина, об интерпретации музыкального произведения, о хорошем и плохом, о правильном и неправильном. Способность распознавать важна во всех областях жизни, включая психологическую, нравственную, эстетическую и духовную.

Наверное, у каждого человека бывает в жизни «переходный возраст». И не раз, и даже не два. Всякий раз это время очень трудное.

В детстве бывает, когда получаешь первый опыт взаимодействия со сверстниками. В юности, когда приходит первая любовь. Потом — когда решаешь, кем быть. Повезло тому, кто знает со школьной скамьи (а иногда и с детского сада), кем он хочет быть. И спокойно, хоть и не без трудностей, идет к своей цели. Но и у него может однажды возникнуть вопрос: а то ли я делаю в жизни, для чего родился?

Почему так трудно быть? Нет, правда, почему на такой, казалось бы, простой вопрос «Кто ты?» ты не можешь ответить легко, свободно и уверенно? И начинаешь думать, сомневаться, находить версии и тут же их отвергать. Гораздо проще сказать, кем ты был или кем ты хотел бы быть. Но вот кто ты сейчас, кто ты на самом деле — тут сразу становится как-то нелегко. Почему?

Вопрос, как вы понимаете, непростой. И у меня, разумеется, нет на него какого-то универсального и «правильного» ответа, но вот поразмышлять на это тему вместе с вами хочется.

Входит Мефистофель, — этими словами в пьесе «Фауст» прерываются самые возвышенные размышления Фауста, и начинает звучать совсем иная нота — скепсиса и цинизма — его спутника, друга и врага Мефистофеля (Воланда, как сам он представляется во время Вальпургиевой ночи). На нашем книжном клубе уже четвертый месяц, каждую неделю, сцена за сценой мы вникаем в суть их занимательнейших диалогов, пытаясь понять смысл, который вложил в трагедию два века назад Гете, и, самое важное, пытаясь понять самих себя — читающих ее сегодня.

С весны этого года очень много говорили и говорят о том, что мир изменился, что мир «постковидный» будет совсем иным, чем тот, в котором мы жили всего год назад. И, наверное, это правда, но, думаю, не вся. Как таковые, пандемия, локальные конфликты и войны, и т.д. меняют карту мира или формы занятости и обучения, но можно ли сказать, что они меняют мир, если мир — это прежде всего, мир людей, ведь мир без людей, без нас самих не был бы нам интересен. Поэтому, говоря об изменении мира, чаще всего мы имеем в виду, что изменились люди, мы сами, наше мироощущение и отношение ко многим вещам.

Когда мы смотрим на кого-то или что-то, что мы видим? О чем нам это говорит? Часто только поверхность предметов, существ, можно сказать, «скорлупу». Но ведь нам дан великий дар — увидеть красоту, скрывающуюся за этой скорлупой! И это способность, которую можно в себе развивать.

Однажды моя знакомая рассказала незатейливую историю. Проходя по набережной озера недалеко от нашего помещения Философской школы «Новый Акрополь», она увидела черного кота.

Моя знакомая села рядом и стала разговаривать с ним. Кажется, он ее понял и… вдруг подошел и уперся лбом в ее лоб! Такого доверия и жеста дружбы никто не ожидал! Моя знакомая говорит, что в этот момент ощутила особое состояние, она назвала его ЛЮБОВЬ КО ВСЕМУ МИРУ. В лучах сонного ноябрьского солнца он выглядел как нечто необыкновенное, настоящее чудо. Нахохлившийся, с поблескивающей шерстью, сам в себе, смотрящий свысока на все происходящее вокруг, кот не реагировал ни на кого. Рядом пробегали дети с собакой — ну как же пройти мимо?! Они пытались дотянуться до него, погладить, познакомить со своей собакой, в конце концов, взять на руки. Такой фамильярности кот допустить не мог — он величаво отошел в сторону. Проходили мимо влюбленные и тоже не могли остаться равнодушными — так манил всех этот шерстяной шар! Но и от них кот отошел.

Хорошо, наверное, быть собой, да только кто этот «собой», которым хорошо было бы быть? И кем я могу быть, кроме как самим собой? Этот вопрос возвращается ко мне снова и снова и требует переосмысления: во мне так много различных стремлений, желаний, чувств, страхов, мыслей, идей — какой из них я? Иногда я спокоен и уверен. Иногда полон энтузиазма и вдохновения. Иногда раздерган, чего-то боюсь, тревожен, обуреваем какими-то страстями или захвачен эмоциями. Все это я, кто же еще. Но просто принимать это как факт, я думаю, бесперспективно, так как ведет к стагнации, а отсутствие движения и перемен меня не устраивает.

В очередной раз перечитывая «Дон Кихота», обратил внимание на перевод названия романа: «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Подумал, а почему, собственно, «хитроумный», ведь по своему характеру в романе он скорее весьма простодушный, даже наивный и прямой. В оригинале название звучит так: «El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha». Испанское «ingenioso» можно перевести как «остроумный, изобретательный, одаренный, талантливый, гениальный», а корень слова идет от латинского genius — «божество-хранитель». И по смыслу это слово оказывается тесно связанным со смыслом слова «идальго».