Друг рассказал мне притчу, и она не выходит у меня из головы… Плывет корабль, и на нем команда и несколько пассажиров. В их числе два буддистских монаха. Ночью монахи вышли на палубу посмотреть на звезды и стали невольными свидетелями тихого разговора: двое бывших заключенных шептались о том, что собираются поднять на корабле бунт, убить капитана и завладеть судном. И хотят тотчас же направиться осуществить задуманное.

Каждый народ из века в век передавал легенды о священных, скрытых местах, куда нет дороги злу, где царят истина и справедливость, о мудрецах, великих Учителях, которые направляют и поддерживают человеческую эволюцию. В Тибете — это Шамбала, Обитель Света, где живут Махатмы. На Руси — Китеж-град и таинственное Беловодье, вход в которое находится где-то в горах Алтая. В книгах о короле Артуре — остров Авалон. В средневековых легендах — царство Пресвитера Иоанна.

Определений Мудрости в нашем мире несколько. Глубокие знания и опыт, «уместно» применяемый в жизни — это раз. Способность эффективного решения жизненных проблем, используя свой и чужой опыт — это два. Свойство Творца, к которому люди приблизятся когда-нибудь — три… Уже достаточно для того, чтобы стремиться достичь Мудрости.

В ком-то, прожившем долгую и трудную жизнь, не прочитавшем ни одной книги, Мудрость выкристализовалась внутри «естественным путем». Кто-то, старательно изучая древние трактаты, пытается обогатить свой ум большим количеством знаний. Кто-то следует за людьми, которых считает мудрыми, чтобы научиться у них, перенять опыт…

В нашем районе есть сразу две стаи бездомных собак. Мне интересно наблюдать, как Артур с ними взаимодействует. Артур — лабрадор; как и положено лабрадорам, он абсолютно не агрессивен. Мухи не обидит. Со всеми дружит и играет. Но когда он на поводке и встречает много бездомных собак, он меняется. Я его не узнаю.

Сам по себе Артур не очень смелый. Его легко испугать, он не охранник, а компаньон. Но когда он на поводке и встречает 7-8 бездомных агрессивных, облаивающих его собак, он даже ухом не ведет и не проявляет ни капли страха. Наоборот, всем своим видом он показывает, что он тут главный, что он сильнее (хотя бездомные собаки крупнее и их много), что он руководит процессом. Более того, если ослабить поводок, он легко прогоняет всю стаю.

Его строили почти два века, а сгорел он почти за два часа. Это трагедия для всего человечества. Это утрата духовного и культурного сокровища. Это боль в сердцах миллионов людей. И это мучительный вопрос: почему?

Трагедия

Вечером 15 апреля в Париже загорелся собор Парижской Богоматери — главный собор Франции и один из самых известных готических храмов в Европе. Обрушилась крыша сооружения, но стены удалось сохранить. Пожар продолжался несколько часов и сейчас полностью потушен. Президент Франции Эммануэль Макрон уже сделал заявление о том, что Собор будет восстановлен.

Сегодня, на традиционной пробежке я в очередной раз задумался о своей любимой книге братьев Стругацких «Гадкие лебеди», а вернее, о ее концовке. Мир, который описан в повести — это некая альтернативная реальность настоящего, где попраны все человеческие ценности и все движется к полному упадку. Главный герой, Виктор Банев, получает возможность вырваться из хаоса и стать частью нового лучшего будущего, в которое отправляются лишь немногие достойные. Но уже на пороге, испытывая счастье от возможности иной новой жизни, последние его мысли, на которых заканчивается повесть — «все это прекрасно, но вот что, не забыть бы мне вернуться».

Зачем?! Казалось бы! Но есть причина. Ведь в том мире, который покидает герой, остается очень много других людей, которые лишены этого особого лучшего мира, по своей собственной вине, конечно, т.к. не готовы быть частью светлого и лучшего. И ради них Банев хочет вернуться, возможно, чтобы и у них был шанс, когда-нибудь стать частью того будущего.

Всю мою жизнь мне было абсолютно все равно, сколько мне лет. По ощущениям — примерно одинаково в любом возрасте. Но при этом я ясно чувствовал, что иногда начинаю стареть, а иногда — молодеть. И это никак не было связано с официальным, физическим возрастом. Наблюдения за самим собой навели меня на мысль, что молодость и старость — понятия условные и не связанные с датой рождения в паспорте.

Но все-таки стало интересно, почему иногда ощущаешь себя молодым, энергичным, полным сил и здоровья, пышущим энергией, излучающим оптимизм, переполненным планами, на которые ни в одной вселенной никогда не хватит времени. А иногда чувствуешь внутреннюю усталость, апатию, нежелание поднять руку, чтобы что-то сделать, дурное настроение, на все задачи смотришь пессимистично и с прищуром, а любую идею тебе инстинктивно хочется отложить «на потом».

Готовился и читал снова лекцию о Толкине; родились ещё несколько мыслей.

Есть ощущение, что Толкин скрыто противопоставляет два пути: с одной стороны — поиска знания и «постижение тайн», а с другой — путь простоты и сердца. О первом он говорит на примерах Горлума, стремившегося к познанию «подгорных тайн», и гномов Мории, разбудивших в своих неумеренно глубоких «изысканиях» древний ужас — Барлога. А второй путь — путь Хранителей, особенно, хоббитов. И, возможно, именно этот путь ведёт в будущее.

Принцип Парето широко известен: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата». Похоже, у него есть важное продолжение: «а последние 5% вообще потребуют от тебя сверхусилий».

С вами никогда такого не случалось: делаешь-делаешь что-то, все идет вроде своим чередом, но вот в конце обязательно обнаруживается нечто, что встанет поперек и потребует для завершения дела прилично напрячься?

«Нет ничего более постоянного, чем перемены», — сказал как-то умный человек Карл Людвиг Берне. Поспорить с этим трудно. Мир меняется постоянно, и с каждым годом все быстрее. Рождаются и опровергаются научные открытия, слова и выражения приобретают другой смысл… Я люблю наш изменчивый мир: в нем жить не скучно, хотя иногда страшновато — как изменится, к чему приведет. Но иногда хочется чего-то стабильного как скала. Чтобы припадать к нему всякий раз, когда море перемен становится слишком бурным.