Готовясь к занятиям по Философии истории, перечитал «Священное и мирское» Мирчи Элиаде. Оттуда и это название для поста: «Воспоминание, воспроизводимое в обрядах, играет решающую роль: люди должны остерегаться забвения того, что произошло во время оно. Истинный грех — это забвение». Удивительная по силе и глубине мысль. Я, человек, живущий сегодня, живу этим сегодня, с тревогой смотрю в будущее, пытаясь спрогнозировать, когда закончится пандемия, что будет с экономикой и зарплатами, и очень редко думаю о прошлом (по совету мастера Угвея из «Кунг-фу Панды»).

Интересный вопрос: как мне назвать то, что происходит сейчас вокруг меня или со мной? Кажется, как ни назови, оно от этого не изменится, не станет ни проще, ни легче. Однако, как подсказывает практический опыт, очень многое зависит именно от названия. Нет, сама ситуация объективно не изменится, но субъективно — понимание смысла этой ситуации и отношение к ней изменится существенно. Возвращаясь к вопросу: происходящее вокруг для меня проблема или испытание?

Мало просто искать Истину, надо найти ее.
(Х. А. Ливрага, «Невозможные мечты«)

Очевидные вещи иногда перестают быть очевидными, если пытаешься добраться до их изначального смысла. Один за другим снимаются покровы, и давным-давно знакомое предстает перед тобой в новом свете. Возьмем, к примеру, слово «философия»: может ли оно открыть нам новые грани понимания?

От слов, написанных на стене храма высоко над землей, исходит древняя сила.

Non nobis Domine non nobis sed nomini Tuo da gloriam.

«Не нам, Господи, но имени Твоему дай славу». Гимн тамплиеров, рыцарей-монахов, однажды воплотивших в жизни мечту о новом мире, об идеальном государстве.

Древнегреческий философ Платон много говорил об идеале государства. О том единственном для людей способе сосуществования, который позволяет каждому человеку совершать свой путь, постоянно «поднимаясь». Приближаясь к проявлению существа, которое Бог создал «по образу и подобию своему». Одно из проявлений человека в соответствии с «замыслом Божьим» выражается в воплощении всего истинного, доброго, справедливого и прекрасного. Построение нашей общей жизни (а человек все-таки существо социальное) на основе этого.

Многие люди сейчас сомневаются в справедливости мира и в определении, что прекрасно, а что — нет. Воюют за право обладания конечной истиной. Считают добро наивным. Но, на мой взгляд, в человеческом мире это и есть те имена Бога, которым нужна слава. Надо бы очистить их от всего, что мы на них «навешали», и снова понять, что они обозначают.

Чтобы человеку, просыпаясь по утрам, принимать вертикальное положение не только тела, но и души, нужен ориентир. Мне часто служит ориентиром одно из таких имен Бога. Для самой себя и вставать с постели было бы лень. А когда получается прославить своими действиями одно из имен Бога, чувствую себя причастной к жизни всех, кого безмерно уважаю и люблю. Начинает помогать древняя сила моих героев, взявших себе девиз: Non nobis Domine non nobis sed nomini Tuo da gloriam.

В последнее время много думал о своей ответственности и обязательствах, пытался понять, а что это такое по сути. Обычно ответственность употребляется с предлогами «за» (я за что-то или кого-то отвечаю), и «перед» (я перед кем-то отвечаю), а я подумал ещё насчёт предлога «на», ведь можно её воспринимать и именно так — я на что-то отвечаю.

Интересно, в латинских языках корень этого слова (responderé) восходит к протоиндоевропейскому «возлияние», «жертвоприношение вином». В каком-то смысле, возможно, это означает жизненную силу, жизнь, которую человек отдает высшему, тому, ради чего он живёт.

Фразу «в здоровом теле здоровый дух» помнят многие. Она о пользе физкультуры для человека в целом. Оказывается, пришло время рассмотреть эту фразу и с другой стороны: «духовно здоровый человек и физически более здоров». Совсем недавно это доказали американские ученые.

В журнале «Клиническая психиатрия» опубликовано исследование ученых Калифорнийского медицинского университета в Сан-Диего, проведенное на основе изучения физических и когнитивных показателей 1042 человек. Результаты исследования свидетельствуют о том, что наличие в жизни человека смысла улучшает его физические и когнитивные способности. Проще говоря, те, кто ответил себе на вопрос, зачем они живут, в целом являются более здоровыми, чем те, у кого этого ответа еще нет.

Британские ученые путем долгих исследований установили, что кофе — вредный напиток, а бразильские — что полезный. Или наоборот… или это были американские ученые… Не так это важно. Просто одни ученые спорят с другими всерьез. Не только по таким пустякам, но и по вопросам серьезным и для нас жизненно важным.

Одни врачи говорят, что надо пить таблетки, другие — что этого делать нельзя. И люди спорят о том, как лучше лечиться — йодом или медом, как в мультфильме про Незнайку — Пилюлькин и Медуница.

Недавно на лекции о «Бхагавадгите», когда обсуждали битву на поле Курукшетра и выбор Арджуны, всплыл вопрос (он, кстати, довольно часто возникает, когда мы изучаем Платона и его теорию идей) о противоречии между добрым и справедливым. Сложный выбор: поступить по-доброму или по справедливости?

Например, по-доброму мне надо бы простить, пожалеть, а по справедливости надо бы ответить, как сейчас говорят, «симметрично» (раньше выражались более образно: око за око…). И хотя в сам момент действия я редко (на самом деле, очень редко) поднимаюсь до философского осмысления темы, подчиняясь, скорее, эмоциям, а не разуму, всегда хотелось хотя бы постфактум понять и разрешить это противоречие, и найти такой образ действия, который сочетает в себе и то, и другое, добрый и справедливый одновременно. Когда такое все же происходило в жизни, возникало очень интересное необычное (больше на уровне интуиции, чем рациональное) ощущение уверенности и правильности пути.

Какую роль в жизни человека играет благодарность?

Цицерон сказал: «Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей». Он ставит благодарность выше других достоинств. Очевидно, что если исходить из его позиции, благодарность следует понимать как некоторое начало, связывающее нас со Вселенной. Это наша причастность ко всему окружающему, наша человечность по отношению к людям, наш интерес к природе, к нашей собственной судьбе, судьбе других людей и к Божественному. В этом контексте благодарность понимается как прочные, глубокие узы с миром, в котором мы живем.

 

Три Грации. Бертель Торвальдсен, 1817—1819

Слушал в Новосибирске лекцию о логотерапии Виктора Франкла. В процессе обсуждения возник вопрос о сравнении идей и подходов современной психологии, в частности, логотерапии, и философии Платона, неоплатоников и других. Эти идеи вечны, мы знаем о них по Сократу, Марку Аврелию, Канту, огромному множеству других, но все они сейчас менее популярны, чем тот же Франкл… Да, нам легче воспринять язык нашего современника, чем философа жившего несколько веков или тысячелетий назад, но мне кажется, дело не только в этом. Вопрос не в идеях, а в смыслах.