Что есть Истина? Она в том, чтобы просто говорить правду, избегать притворства, быть абсолютно честным с собой и другими? Или в том, чтобы поступать так, как считаем правильным, независимо от последствий, которые это может иметь для нас самих? Что есть Истина с большой буквы? Не является ли она лишь абстракцией, в которой мы ищем якорь спасения во всепоглощающем потоке времени? Существует ли такое понимание Истины, которое охватывает и то, чем являемся мы сами, и все остальное?

Говоря об Истине, мы имеем в виду элемент абсолютности, представление, что Истина первична, а не вторична или производна.

 

Николай Ге. «Что есть истина?» Пилат и Христос. 1890 г.

 

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s

В 2020 году исполняется 120 лет со дня рождения французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Мы давно с друзьями мечтали сделать театральный вечер по произведениям любимого писателя, а тут — такой повод. Решили воспользоваться карантином и перечитать произведения Экзюпери.

«Планета людей». Просто чтение переросло в «медленное чтение», а оно — в череду размышлений и открытий. Один из друзей, которому довелось впервые читать эту книгу, спросил: «Он что, посвященный? Откуда он все это знает? Как он смог так просто и точно объяснить все то, о чем я смутно всю жизнь догадывался, но не мог выразить? Откуда такие вселенские обобщения? У него был Учитель?»

0
0
0
s2sdefault

Сегодня мне снова попалось на глаза выражение «это нужно сделать любой ценой!», и оно заставило задуматься. Мое первое впечатление от этой фразы вполне позитивно. В ней видится образ волевого, целеустремленного поступка, с полной концентрацией усилий и, возможно, даже имеющего качество самопожертвования.

Однако, другое прочтение может указывать на беспринципное и аморальное действие, в результате которого страдают люди (когда мы «идем по головам»), или теряется внутреннее достоинство.

0
0
0
s2sdefault

Верность, незапятнанная каким-либо своекорыстием, по отношению к супругу, коллеге по работе, идеалу, или великому Учителю, — редкое явление. Без верности не может быть прочного доверия во взаимозависимом мире. Без верности не будет силы связи между подобными и согласованности между различными факторами. Однако, как и все достоинства, верность имеет и всеобщее, и индивидуальное выражение. Губительно усиливать индивидуальную привязанность в ущерб универсальным ценностям, губительно превращение любви в обладание, веры в догму, убеждения в принуждение. Наша верность тому или иному не должна становиться меркой, в соответствии с которой мы ограничиваем свободу других, или критерием, по которому мы их осуждаем.

0
0
0
s2sdefault

8 мая во многих странах отмечается День Белого Лотоса. Этот праздник изначально возник как дань памяти философу и подвижнице Елене Петровне Блаватской, основательнице Теософского Общества, Учителю, автору многих книг и статей. Со временем его смысл стал шире, и сегодня 8 мая посвящается наставникам, учителям, всем тем, кто способствует продвижению человечества по пути духовного развития.

0
0
0
s2sdefault

Готовясь к занятиям по Философии истории, перечитал «Священное и мирское» Мирчи Элиаде. Оттуда и это название для поста: «Воспоминание, воспроизводимое в обрядах, играет решающую роль: люди должны остерегаться забвения того, что произошло во время оно. Истинный грех — это забвение». Удивительная по силе и глубине мысль. Я, человек, живущий сегодня, живу этим сегодня, с тревогой смотрю в будущее, пытаясь спрогнозировать, когда закончится пандемия, что будет с экономикой и зарплатами, и очень редко думаю о прошлом (по совету мастера Угвея из «Кунг-фу Панды»).

0
0
0
s2sdefault

Интересный вопрос: как мне назвать то, что происходит сейчас вокруг меня или со мной? Кажется, как ни назови, оно от этого не изменится, не станет ни проще, ни легче. Однако, как подсказывает практический опыт, очень многое зависит именно от названия. Нет, сама ситуация объективно не изменится, но субъективно — понимание смысла этой ситуации и отношение к ней изменится существенно. Возвращаясь к вопросу: происходящее вокруг для меня проблема или испытание?

0
0
0
s2sdefault
Мало просто искать Истину, надо найти ее.
(Х. А. Ливрага, «Невозможные мечты«)

Очевидные вещи иногда перестают быть очевидными, если пытаешься добраться до их изначального смысла. Один за другим снимаются покровы, и давным-давно знакомое предстает перед тобой в новом свете. Возьмем, к примеру, слово «философия»: может ли оно открыть нам новые грани понимания?

0
0
0
s2sdefault

От слов, написанных на стене храма высоко над землей, исходит древняя сила.

Non nobis Domine non nobis sed nomini Tuo da gloriam.

«Не нам, Господи, но имени Твоему дай славу». Гимн тамплиеров, рыцарей-монахов, однажды воплотивших в жизни мечту о новом мире, об идеальном государстве.

Древнегреческий философ Платон много говорил об идеале государства. О том единственном для людей способе сосуществования, который позволяет каждому человеку совершать свой путь, постоянно «поднимаясь». Приближаясь к проявлению существа, которое Бог создал «по образу и подобию своему». Одно из проявлений человека в соответствии с «замыслом Божьим» выражается в воплощении всего истинного, доброго, справедливого и прекрасного. Построение нашей общей жизни (а человек все-таки существо социальное) на основе этого.

Многие люди сейчас сомневаются в справедливости мира и в определении, что прекрасно, а что — нет. Воюют за право обладания конечной истиной. Считают добро наивным. Но, на мой взгляд, в человеческом мире это и есть те имена Бога, которым нужна слава. Надо бы очистить их от всего, что мы на них «навешали», и снова понять, что они обозначают.

Чтобы человеку, просыпаясь по утрам, принимать вертикальное положение не только тела, но и души, нужен ориентир. Мне часто служит ориентиром одно из таких имен Бога. Для самой себя и вставать с постели было бы лень. А когда получается прославить своими действиями одно из имен Бога, чувствую себя причастной к жизни всех, кого безмерно уважаю и люблю. Начинает помогать древняя сила моих героев, взявших себе девиз: Non nobis Domine non nobis sed nomini Tuo da gloriam.

0
0
0
s2sdefault

В последнее время много думал о своей ответственности и обязательствах, пытался понять, а что это такое по сути. Обычно ответственность употребляется с предлогами «за» (я за что-то или кого-то отвечаю), и «перед» (я перед кем-то отвечаю), а я подумал ещё насчёт предлога «на», ведь можно её воспринимать и именно так — я на что-то отвечаю.

Интересно, в латинских языках корень этого слова (responderé) восходит к протоиндоевропейскому «возлияние», «жертвоприношение вином». В каком-то смысле, возможно, это означает жизненную силу, жизнь, которую человек отдает высшему, тому, ради чего он живёт.

0
0
0
s2sdefault