«Познай самого себя». Ибо наше «я» является фактором, обуславливающим наше знание, и наша реакция на вещи соответствует его природе. В свете материалистических взглядов науки девятнадцатого века «я», или разум, считавшиеся тождественными, рассматривались как продукт материи или окружающей среды, относящийся к тленному физическому телу. Оккультный взгляд был диаметрально противоположным, и с тех пор становится всё более обоснованным. Работа Майерса «Человеческая личность и её выживание» ознаменовала собой поворотный момент во взглядах современной научной мысли на строение и природу человека. Ведь выживание тела не доказывает неизменность того сохраняющегося принципа, которым является человеческое «я», или личность. Современная наука не помогла нам приблизиться к пониманию его истинной природы. С другой стороны, древние философы, особенно в Индии, направили свои самые детальные исследования именно на этот принцип, структура которого была разделена на части и изучена ими с исчерпывающей тщательностью. Это деление и анализ – не всегда лишь умозрительные построения, как западные востоковеды всегда были готовы окрестить их, – привели к самым поразительным открытиям. Открытиям не менее потрясающим и революционным для нашего мировоззрения, чем результаты исследований современной науки, с тех пор, как совершился тот поворот, к которому последовательно вели Коперник, Ньютон и Эйнштейн.

Преданность может быть чудесной и прекрасной, тем духовным огнём, который в своей чистоте и силе подобен пламени и быстро распространяется, передаваясь, преодолевая препятствия и в значительной степени ускоряя как разрушительные, так и созидательные процессы. Её называют кратчайшим из всех путей к цели, потому что она трансформирует все энергии человека для завершения его поиска, что подразумевает такое состояние ума и сердца, когда цель постоянно воплощается в средствах. Это не просто состояние поиска, но завершения и осуществления, состояние, в котором конечное и ближайшее объединяются и синтезируются, так что результат, который является завершением, всегда остаётся удовлетворяющим. Это качество столь же существенно для совершенства характера, как мудрость и правильное действие, которые также необходимы.

Часто говорят, что нынешняя эпоха принадлежит не Богу и религии, а Человеку и его триумфам. Ч. Джинараджадаса превосходно выразил эту мысль, описав тот тип благочестия, который стал бы главным достижением наших дней как осознание «Бога, Брата Человеческого». В лицах наших ближних мы должны научиться воспринимать Его свет. Учение о Трансцендентности, будучи далёким и недоступным для человека, подвергается всевозможным искажениям, вплоть до представления об абсолюте, не имеющем какой-либо взаимосвязи с соответствующим природным порядком. Человек создал Бога по образу собственных фантазий и низости и водрузил Его на пьедестал, откуда Он правит как капризный деспот, наделённый человеческими чертами, присущими Его служителям, либо Он остаётся абстракцией, с которой нам нет необходимости иметь дело в своей жизненной практике.

Освобождение можно рассматривать с обычной религиозной позиции; с точки зрения современной психологии; или с более внутренней точки зрения, которую можно было бы назвать теософской.

С экзотерической религиозной точки зрения, присущей обычному человеку, который по сути является мирским, даже надев религиозное облачение, освобождение — это скорее бегство от действительности, чем что-либо иное. Для многих таких людей религия становится «комплексом», средством утешения, что оборачивается слабостью, бегством с жизненного поля битвы, респектабельным прикрытием для бездействия, поводом снять с себя бремя ответственности, удовлетворением внутреннего побуждения, по своему качеству не отличающегося от других побуждений их натуры. Религиозный человек считает освобождением окончательный уход от напряжения и давления трудной и безотрадной жизни. Но такой уход означает не только крах самого замысла жизни и признание своей слабости, но и заботу лишь о личном спасении, когда тебе нет дела до других. И согласно этой концепции, достигший освобождения человек живёт в таком состоянии обособленного эгоистичного блаженства, наслаждаясь своим Богом во веки веков.

Ощущение рождается из чувственного контакта, являясь основой нашего отношения к феноменальному миру. Этот способ реагирования на внешний мир имеет свою ценность как средство познания, счастья и роста, если занимает своё место. Именно тогда, когда ощущение (скажем, сексуальное ощущение, которое можно считать типичным) психологизируется, превращается в потребность и беспорядочно смешивается с процессом нашего мышления, и начинаются проблемы.

Оккультизм — это настоящая Наука, имеющая дело с невидимыми вещами, фактами и явлениями, недоступными поверхностному взгляду. Он полон кажущихся парадоксов, для понимания которых требуется тонкое чувство равновесия. Все духовные истины обладают качеством полноты и имеют обличье Януса, которое связано с изначальной дуальностью, заложенной в самой природе вещей: Дух и Материя, познающий и познаваемое, субъект и объект действия.

Зачем нужны философские школы и ученичество, если человек так или иначе идет по пути эволюции? Может и нет необходимости в философских школах, может в наш век вопросы эволюции стоит отодвинуть на задний план? Может стоит понимать обучение сугубо в практическом смысле и после завершения университета лишь посещать необходимые курсы, оставить вопрос о духовном совершенствовании и посвятить себя полностью текущим задачам?

В мировой истории никогда не было времени, когда организации (разного рода и с разными целями) играли такую большую роль в человеческой жизни. По мере расширения коммуникаций количество контактов увеличивается; и каждая деятельность, основанная на сотрудничестве нескольких человек, включает в себя все большее число людей как сама по себе, так и в сфере своего влияния и деловых отношений. Масштабы деятельности и число охватываемых ею людей требуют определенной степени организации, более или менее сложной и разветвлённой.

Мы действительно начинаем жить разумно только с того момента, когда начинаем исследовать ценности, которые сознательно или бессознательно присваиваем элементам, входящим в нашу жизнь. Но способность к такому исследованию пока еще редка и проявляется сравнительно немногими индивидами, хотя их влияние и охватывает более или менее широкий круг людей в зависимости от степени их активности и способа распространения этого влияния.

Эта тема особенно актуальна в условиях, существующих сегодня повсюду и вызывающих беспокойство, как никогда ранее. Мы видим, как много проблем — между нациями, расами, коллективных, социальных и личных — вызваны нашей неспособностью принимать точку зрения другого человека просто и честно. Даже принимая её, мы часто проявляем мало уважения, если не отвечаем негодованием и презрением. Это век прав и свобод, но мы склонны устанавливать на само осуществление свободы исключительное и личное право. Похоже, мы думаем, что человек имеет меньше прав на свои взгляды, чем на своё более осязаемое имущество. Мы не понимаем, что он, бедняга, не может избавиться от них, даже если бы захотел.