25 Декабря, Рождество, – это день, который в значительной части мира главным образом посвящён миру и доброжелательности. Эти два слова – мир и доброжелательность — обозначают состояния, неотделимые друг от друга. И не только потому, что там, где есть доброжелательность, нет конфликта, а значит есть мир, а также потому, что только тогда, когда человек внутренне пребывает в состоянии доброжелательности, он сможет почувствовать мир.

Невинность – это качество, присущее детям, и наряду с их свежестью и естественностью, оно составляет их величайшее очарование.

Нам всем известна цитата, «Истинно говорю вам… если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное», где Царство Небесное – это духовное состояние сознания, переход в которое означает новое рождение.

Меня спрашивали: «Если два человека, находящиеся вместе, оба являются "отрицательно" осознающими, каковы будут их взаимоотношения, что произойдёт? Начнут ли они интуитивно понимать мысли и проблемы друг друга и останутся такими же? Или один из них станет "положительным" и будет влиять на другого?»

В этом контексте «отрицательный» означает «чувствительный». Мы говорим о положительном и отрицательном электрическом заряде; отрицательный столь же действенный, как и положительный; это только два различных способа проявления. Точно так же в каждом человеке присутствуют два качества: сила, чтобы действовать и чувствительность, чтобы воспринимать. Эти двое, как бы они ни видоизменялись или подавлялись, всегда существуют вместе, будучи двумя сторонами одной и той же природы. Нам надо учиться быть чувствительными для того, чтобы понимать и действовать. Быть «отрицательным» в этом смысле не означает, что мы пусты, инертны, закрыты для влияния или внушения, беспомощны или похожи на медиума. «Отрицательность» такого типа, очевидно, нежелательна. «Отрицательное» качество сознания, которое нам нужно – это быть живыми, бдительными, энергичными и всё же спокойными, подобно горному озеру, способному достоверно отражать то, что предстаёт перед ним или над ним.

Высшим видом действия является действие прямое и мгновенное. Но прежде, чем мы сумеем достичь такой степени силы, нам нужно очистить себя как инструмент. Мы должны начать с чистого действия, без всякого желания получить личную выгоду или какое-либо самоудовлетворение, которое может принести его выполнение. Такая реакция часто бывает подсознательной, невидимой, словно тень, которую человек оставляет за собой, повернувшись к свету. Зачастую она тонка и с трудом поддаётся анализу. В осуществлении действия не должно быть элемента привязанности к удовольствию, которое это действие приносит. Когда действие не вызывает реакции, оно не связывает.

В Индии мы обычно разделяем естественные периоды развития мира на четыре цикла. Четвёртый называют Кали Юга, или век раздора и смятения, век материализма, то есть этап глубочайшей запутанности человека, или божественного Духа в сетях материи. Отмечено, что в период Кали Юги будут усиливаться все движущие вперед энергии, и жизнь станет более трудной, однако для тех, кто будет прилагать усилия для преодоления этих трудностей, возникнет много возможностей для развития, каких не могли дать другие, более статичные условия предыдущих Юг, или веков. В Природе мы наблюдаем различные темпы изменений и, пропорционально этим темпам, периоды времени, которые мы должны исчислять разными мерами. Меры, с помощью которых астроном фиксирует наблюдаемые им изменения, скажем, в положении или росте туманности, эпохи, на которые геолог делит историю жизни горных пород и минералов, периоды биологической эволюции форм и темпы человеческого прогресса, будь то индивидуального роста, или общественного развития, – все они должны быть отображены в различных масштабах. Эпоха Кали Юги, которую, как говорят, мы проживаем сейчас – это время ускоренной жизни. Согласно другой восточной классификации, это эпоха Раджаса, или подвижности и движения вперед, в отличие от двух других гун или качеств: Тамаса, олицетворяющего инерцию и стабильность, и Саттвы, то есть ритма и гармонии. В современном мире ускоренный темп является обычным распорядком дня: быстрее сесть на трамвай, успеть на встречу, победить в гонке, обойти конкурентов по бизнесу или даже лучше развлечься. Нам ещё нужно научиться использовать это новое качество быстрого движения, разорвавшего все наши прежние путы. Использовать, проявляя мудрость и сдержанность, чтобы достичь подлинного счастья. Когда вокруг летает так много человеческих частиц, несущих не только микробы, но и искры, неизбежно должны на какое-то время увеличиться столкновения, беспорядок и зло, сильная дезадаптация и дисгармония. Мы находимся как раз в таком затруднительном положении.

Святые существовали во все времена, у всех народов и вероисповеданий. Что такое или кто такой святой? Тот, в ком расцвёл росток божественности, или природы Христа, скрытый в каждом сыне человеческом. Эта божественность проявляет себя как доброта и совершенство; и поскольку человеческое совершенство включает в себя все добродетели и достоинства, существуют разные типы святых: некоторые из них выделяются преданностью Богу, некоторые — познанием истины, некоторые — бескорыстными действиями в соответствии с волей Бога. Все эти пути одинаково ведут к вершине. Мы должны понимать, что Бог – это не созданный человеком образ, а высшая Сила, которая пребывает в его собственном сердце, а также во всех других вещах, видимых и невидимых.

«Познай самого себя». Ибо наше «я» является фактором, обуславливающим наше знание, и наша реакция на вещи соответствует его природе. В свете материалистических взглядов науки девятнадцатого века «я», или разум, считавшиеся тождественными, рассматривались как продукт материи или окружающей среды, относящийся к тленному физическому телу. Оккультный взгляд был диаметрально противоположным, и с тех пор становится всё более обоснованным. Работа Майерса «Человеческая личность и её выживание» ознаменовала собой поворотный момент во взглядах современной научной мысли на строение и природу человека. Ведь выживание тела не доказывает неизменность того сохраняющегося принципа, которым является человеческое «я», или личность. Современная наука не помогла нам приблизиться к пониманию его истинной природы. С другой стороны, древние философы, особенно в Индии, направили свои самые детальные исследования именно на этот принцип, структура которого была разделена на части и изучена ими с исчерпывающей тщательностью. Это деление и анализ – не всегда лишь умозрительные построения, как западные востоковеды всегда были готовы окрестить их, – привели к самым поразительным открытиям. Открытиям не менее потрясающим и революционным для нашего мировоззрения, чем результаты исследований современной науки, с тех пор, как совершился тот поворот, к которому последовательно вели Коперник, Ньютон и Эйнштейн.

Преданность может быть чудесной и прекрасной, тем духовным огнём, который в своей чистоте и силе подобен пламени и быстро распространяется, передаваясь, преодолевая препятствия и в значительной степени ускоряя как разрушительные, так и созидательные процессы. Её называют кратчайшим из всех путей к цели, потому что она трансформирует все энергии человека для завершения его поиска, что подразумевает такое состояние ума и сердца, когда цель постоянно воплощается в средствах. Это не просто состояние поиска, но завершения и осуществления, состояние, в котором конечное и ближайшее объединяются и синтезируются, так что результат, который является завершением, всегда остаётся удовлетворяющим. Это качество столь же существенно для совершенства характера, как мудрость и правильное действие, которые также необходимы.

Часто говорят, что нынешняя эпоха принадлежит не Богу и религии, а Человеку и его триумфам. Ч. Джинараджадаса превосходно выразил эту мысль, описав тот тип благочестия, который стал бы главным достижением наших дней как осознание «Бога, Брата Человеческого». В лицах наших ближних мы должны научиться воспринимать Его свет. Учение о Трансцендентности, будучи далёким и недоступным для человека, подвергается всевозможным искажениям, вплоть до представления об абсолюте, не имеющем какой-либо взаимосвязи с соответствующим природным порядком. Человек создал Бога по образу собственных фантазий и низости и водрузил Его на пьедестал, откуда Он правит как капризный деспот, наделённый человеческими чертами, присущими Его служителям, либо Он остаётся абстракцией, с которой нам нет необходимости иметь дело в своей жизненной практике.

Освобождение можно рассматривать с обычной религиозной позиции; с точки зрения современной психологии; или с более внутренней точки зрения, которую можно было бы назвать теософской.

С экзотерической религиозной точки зрения, присущей обычному человеку, который по сути является мирским, даже надев религиозное облачение, освобождение — это скорее бегство от действительности, чем что-либо иное. Для многих таких людей религия становится «комплексом», средством утешения, что оборачивается слабостью, бегством с жизненного поля битвы, респектабельным прикрытием для бездействия, поводом снять с себя бремя ответственности, удовлетворением внутреннего побуждения, по своему качеству не отличающегося от других побуждений их натуры. Религиозный человек считает освобождением окончательный уход от напряжения и давления трудной и безотрадной жизни. Но такой уход означает не только крах самого замысла жизни и признание своей слабости, но и заботу лишь о личном спасении, когда тебе нет дела до других. И согласно этой концепции, достигший освобождения человек живёт в таком состоянии обособленного эгоистичного блаженства, наслаждаясь своим Богом во веки веков.