Звездная доминанта
О том, что музыкальные пропорции лежат в основе мироздания, люди знают, как минимум, со времен Шумеро-Вавилонского царства. В древности музыку изучали со столь пристальным вниманием, что его невозможно объяснить одними лишь нуждами музыкальной или музыкально-общественной практики. Атрибуты музыкального звука во многих цивилизациях считали точнейшим отражением структуры Космоса и отдельных его частей, а гармоничный звук, точнее, так называемый первозвук — началом Творения. С помощью особых флейт проверяли правильность всей системы мер — длины, объема, веса и календарных циклов.
«Музыка была важным свидетельством существования Божественного в Древней Индии, Египте и Китае, Месопотамии и Греции. Во всех этих культурах имелись схожие мифологические образы, связанные с определенными числами: удивительным образом они сопрягались с определением музыкальных интервалов».

Никто не сможет поставить их в упряжь,
Никто не сможет смирить их пулей,
Их копыта не оставляют следа,
Они глядят вслед движущейся звезде.
Б.Г.

Звездный единорог, битва льва и единорога, единорог и прекрасная дева... Какое дело нам, ныне живущим, до странного мифического существа, то ли созданного воображением людей, то ли реально существовавшего в незапамятные времена? Почему вдруг в XX веке образ единорога так увлек многих художников, писателей, поэтов? К этой теме обратились Йейтс и Рильке, Лорка и Элиот, Тенесси Уильямс, Желязны, Шекли... Совсем недавно мы видели единорога в заколдованном лесу вместе с Гарри Поттером. А оглянувшись назад, встретим его у Шекспира, Босха, Кэрролла, Рабле. В мировой культуре этот удивительный зверь уступает по популярности, пожалуй, только дракону. Что же в нем такого особенного?

Во многих культурах есть рассказы о духах природы, обитающих в огне, воздухе, воде, под землей и на земле, в горах, в камнях, растениях. Они очень разные, как различны места, служащие им домом, но у них общая задача — быть хранителями. Существуют легенды о хозяйках гор, о хозяине леса — лешем и его супруге кикиморе, о гномах, оберегающих сокровища, спрятанные под землей, и т. д. Но, наверное, самые загадочные и притягательные существа — это русалки, девы с рыбьими хвостами (их название произошло от слова русый, имевшего когда-то значение «светлый», «чистый»).

Молоко — горячее, вкусное, ароматное, знакомое всем нам с детства — во многих культурах является символом изобилия. Откройте, например, индийские Веды или Ветхий завет: в Земле обетованной, как сказано в нем, «течет молоко и мед» — так она богата.
Молоко означает также семейные, кровные узы и материнство. Являясь пищей для новорожденных, оно было символом инициации и возрождения в древнегреческих орфических обрядах, в митраизме, исламе и раннем христианстве. Образ кормящей Богородицы в иконографии воплощает идею Спасения: ее молоко знаменует священную благодать и будущую крестную жертву Христа.

В  начале XX века мир потрясло известие об уникальной находке на острове Крит. Английский ученый Артур Эванс, идя по следам легенд и мифов, открыл неизвестную ранее цивилизацию. По самым скромным подсчетам, она существовала с середины III тысячелетия до н.э., а по самым смелым, могла оказаться наследницей египетской и, через нее, цивилизации Атлантиды.
Одной из множества нераскрытых загадок крито-минойской культуры является так называемый Фестский диск. Он был найден в 1908 году во время раскопок в Фестском дворце и, как считается, относится ко второй половине XVIII века до н.э.

Поймите же, что такое астрология: ей подвластны природа, мудрость и наука звезд, зарождающих и творящих жизнь человека.
Парацельс

Хотя мы живем уже в веке XXI и пришло, казалось бы, время отказаться от суеверий и предрассудков века предыдущего, многие люди по-прежнему настороженно относятся к одной из самых древних наук — астрологии. Виной тому сугубо материалистическое мировоззрение, повсеместно ставшее основой образования, и недобросовестность псевдоастрологов, чьи ежедневные «прогнозы» в средствах массовой информации подорвали доверие к астрологии как науке.
Ситуация, конечно, не изменится мгновенно, но попробуем внести небольшой вклад в реабилитацию астрологии, приведя примеры из жизни известных людей, которым астрология помогла. Описываемые ниже события происходили в разные времена и в разных странах, но их объединяет одно: их главные герои знали законы, о которых говорит Небо, и сознательно им следовали или не менее сознательно их нарушали. Соответствующим был и результат.

Когда делаешь подарок, всегда хочется попасть в точку.
Подобрать что-то для близкого человека или хорошего знакомого, чьи пристрастия давно известны, нетрудно. Главное — дарите то, что понравится ему, а не вам самим, как мы часто делаем.
Ну а если человек не входит в круг близких друзей? В этом случае навести на мысль могут звезды, под которыми появился на свет будущий обладатель вашего подарка, ведь каждый знак Зодиака формирует определенный психологический тип и наделяет родившихся под ним некоторыми общими склонностями.

Ритуальные маски играют огромную роль в традиционной культуре многих народов мира. Феномен масок исследуют представители разных научных дисциплин: археологи пытаются понять историческую глубину этого явления, этнографы описывают многообразие и многофункциональность масок в разных частях ойкумены. Но опыт показывает: чтобы всесторонне изучить семантику масок, нужны совместные усилия этнологов, фольклористов, специалистов в области мифологии и физической антропологии.
Обращения к теме масок не избежали лучшие умы человечества. Неслучайно Клод Леви-Строс, знаменитый основатель школы структуральной антропологии, озаглавил одну из своих главных работ «Путь масок». В ней французский мыслитель подробно описал распространение традиции создания масок у аборигенных племен североамериканского континента. Но он оставил без ответа один существенный вопрос: а куда же, собственно, ведет «путь масок»?

Осенью в московском доме-музее А.Н. Скрябина без ярких афиш и громкой рекламы прошла выставка картин Микалоюса Чюрлёниса. Талант художника он удивительным образом сочетал в себе с талантом композитора и поэта. И взяв в свои союзники музыку, краски и слова, создал образы, которые до сих пор волнуют воображение.

Ровно сто лет назад, в конце 1904 года, увидел свет один из самых пленительных сборников русской лирики — «Стихи о Прекрасной Даме». Это был поэтический дебют Александра Блока, которого, впрочем, взыскательный читатель той эпохи уже хорошо знал по публикациям в журнале «Новый путь».
Вечереющий день, догорая,
Отступает в ночные края.
Посещает меня, возрастая,
Неотступная Тайна моя...

Да, Прекрасная Дама навсегда останется Тайной. Известно, конечно, что в ее образе отразились черты вполне реального человека — Любови Дмитриевны Менделеевой, в которую был упоительно и мучительно влюблен юный поэт и которая потом все же стала его женой. Известно, что этот образ вдохновлен трудами великого русского философа Владимира Соловьева, грезившего о Душе Мира, Вечной Женственности, Софии. Но все равно Тайна остается. Да и как может быть иначе — ведь это стихи!