“Слово “этикет” (от фр. еtiquette) обозначает “установленный порядок поведения где-либо”. Понятие “этикет” включает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том обществе, в котором каждый живет”.
Так немного суховато, уверенно и бодро, как при сдаче экзамена на отличную оценку, современные издания толкуют это замысловатое понятие. И если отгадывать слово в кроссворде, состоящее из шести букв, то этого достаточно, но “при виде того, что совершается дома”, требуется более живое, более человечное, что ли, определение.
Что-то противится бездумному и бездушному следованию кем-то и когда-то установленным правилам, одеванию “чужого, хотя бы прекрасного платья”. Тогда, не лучше ль обратиться к тем идеалам, возносимым славными предками далекого и близкого прошлого, которые смогут нас вдохновить и сегодня?

Почти 2500 лет отделяют нас от того времени, когда жил выдающийся философ античности Аристокл, вошедший в историю под именем Платон.
В своей работе “Государство” Платон поднимает на необычайную философскую высоту Ее Величество Политику. Но какая связь, спросите вы, может быть между политикой и философией? Платон утверждает, что самая прямая. Сегодня мы не будем говорить о той политике, к которой привыкли и от которой устали. Мы посмотрим на политику глазами человека, жившего много веков назад… и, может быть, с удивлением обнаружим узнаваемые черты нашего времени. Слова Платона сегодня звучат настолько актуально, что создается впечатление, будто эти строки писал наш современник.
Государство состоит из людей, поэтому оно становится как бы отражением всех человеческих достоинств и пороков, главенствующих в то или иное время.

Я смотрела на нее иными звездами, теми, которыми Бог одарил людей, - звездами, мерцающими в моих глазах, - и между ними и небесной звездой возникла таинственная связь.
Мы почувствовали взаимную, глубокую симпатию, ибо влекла нас друг к другу обоюдная жажда света. Я позабыла все, чему учили меня, все сложные научные теории о небесных светилах, сияющих на небосводе, забыла о расстоянии между ними, измеряемом в световых годах, о неведомой материи, из которой состоят эти космические миры, и звезда, которую я увидела, заблистала в ином, новом измерении Вечной Красоты. То, о чем она рассказала мне, уже не было заключено в обычную,сухую математическую формулу, говорящую лишь о том, что моя звезда существует где-то в необъятном пространстве бесконечной Вселенной.

Очень трудно полностью описать и понять этот тонкий и богатый событиями цикл в жизни человека, в котором переплетаются самые разные состояния: от волнений ребенка-школьника до переживаний практически взрослого человека.
С семи лет во внутреннем мире ребенка и в его психике происходят важные перемены, конкретно меняющие его образ мышления, переворачивающие его взгляды и отношения с окружающим миром. Ребенок в этом возрасте начинает весьма четко осознавать свое внутреннее “я” и отделять себя от своего окружения. Если раньше эмоции, переживания и состояния были лишь наполовину его собственными и зачастую отражали переживания и эмоции родителей и окружающей среды, то, теперь ребенок четко отделяет свои мысли и ощущения от мыслей и ощущений родителей, бабушек и дедушек, учителей и школьных товарищей, начинает осознавать свою подлинную индивидуальность, самостоятельность и независимость. Он продолжает чувствовать себя ребенком, но параллельно в нем пробуждается другая потребность: оценивать, рассуждать, вести себя как взрослый и стремиться, чтобы таковым его и воспринимали.

Когда речь заходит о внешности, мы обычно думаем о способах, с помощью которых можно ее улучшить: нанести умелый макияж, сделать прическу, словом, обо всем существенном для женского облика. Все мы интересуемся новинками, которые помогают женщинам стать более привлекательными. И они во многом способствуют успеху. Я же, однако, предлагаю иной подход, основанный на разуме. Он полезен женщинам всех возрастов вне зависимости от того, чем одарила их природа. Суть его — не в исправлении лица или фигуры. В его основе — мыслительный процесс. Если вы научитесь думать также эффективно, как работаете своей пуховкой, то станете настоящей красавицей.

В жизни человека бывает всякое. События чередуются, сменяют друг друга, одни приносят радость, другие горе. Иногда все происходящее с тобой представляется вполне логичным и понятным следствием того, что ты делал раньше, и кажется, что твоя судьба полностью в твоих руках, что ты держишь ее под контролем. Иногда создается впечатление, что некоторые ситуации и события сваливаются на тебя как снег на голову. Откуда они взялись? Почему со мной происходит именно это, а не что-то другое? Почему именно со мной, а не с кем-то другим? Какие последствия может иметь в будущем та или иная моя реакция на события, происходящие сейчас? Как выбрать правильное решение среди множества вариантов, в каждом из которых есть свои “за” и “против”, как не ошибиться? Может быть, то, что должно произойти со мной, все равно произойдет, как бы я ни старался что-либо изменить? А может быть, все наоборот: я - хозяин своей судьбы, сам решаю, чего хочу, и сам ее создаю?

часыБывают дни, которые вспоминаются, как месяца, и бывают месяца, которые пролетают как миг, не оставляя никакого следа в твоей душе. Час влюбленного и час скучающего – это два разных часа. Время как мера продолжительности очень субъективно, и мы хорошо знаем, что оно меряется не минутами, а их наполненностью. Как же сделать так, чтобы наше время, минуты нашей с вами жизни были такими, чтобы потом, как говорится, «было, что вспомнить»?

«Желаю счастья!» - сколько раз мы произносим эту фразу и сколько раз слышим ее в свой адрес, чаще всего не задумываясь о том, какой смысл люди вкладывают в эти слова, и о том, нужно ли нам вообще счастье.

Фрагмент доклада, прочитанного на Всемирном конгрессе религий в Лондоне (1936)

Дайсэцу СудзукиКогда меня первый раз попросили выступить на тему о Высшем Духовном Идеале, я, собственно, не знал, что и ответить: ведь, во-первых, я всего-навсего простой человек из деревни, из далекого уголка мира, внезапно очутившийся в сутолоке этого беспокойного города Лондона, и я сбит с толку, и мой ум отказывается работать так, как если бы я был у себя дома, на своей земле. Во-вторых, как такому неприметному человеку, как я, говорить о столь высоком предмете, как Высший Духовный Идеал, и к тому же в этом грандиозном собрании людей, где каждый видится мне мудрым и умным, знающим обо всем, что только ни есть под солнцем? Мне совестно, что приходится стоять здесь перед вами. Ошибкой было уже то, что я вообще покинул Японию.

Сегодня я увидела Каллиопу... Древние называли ее музой эпической поэзии, и у них были на то основания. Уже само ее имя хранит скрытый ритм движения горячих боевых коней, несущих на своих спинах славных рыцарей.