«7.00. Будильник в это утро звонил особенно противно, как будто предвещая несчастье.
7.10. Как назло в ванной перегорела лампочка, вставлять ее уже не было времени, поэтому умывался в темноте, даже не пытаясь бриться.
7.20. Яичница, как и всегда, подгорела. До чего же я не люблю торопиться, все начинает валиться из рук и не получаться.
7.30. Засунувшись в неотглаженную рубашку и брюки, которые давно уже пора отдать в химчистку, я все-таки вышел из дома.
7.35. Лифт застрял. Я так и знал. День не задался с самого начала. Теперь я уже ничего не успею...»
Ну что, узнаёте? Если не вдаваться в детали — как это похоже на наше утро, когда, недовольные тем, что приходиться вставать и куда-то торопиться, мы двигаемся по квартире. Что-то роняем, теряем, нервничаем и чувствуем, как все больше и больше начинаем опаздывать. Куда? На работу, учебу, да и просто в жизнь. Разве можно опоздать в жизнь? — спросите вы. Конечно. Как чуть не опоздали герои знаменитой «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца. Ты начинаешь чувствовать, что время неотвратимо уходит, убегает, а ты не можешь его удержать. И чем больше хочешь это сделать, тем быстрее оно ускользает.
У древних римлян в каждом доме была мраморная плита, на которой было начертано: «Время бежит», — не для того ли, чтобы напоминать о быстротечности жизни, о том, что ее надо чем-то наполнить?

Встреча международного руководителя «Нового Акрополя» Делии Стейнберг Гусман со слушателями Классической философской школы «Новый Акрополь»
Москва, 16 мая 2002 г. Фрагменты

Человек чувствует себя беззащитным перед лицом насилия, царящего в современном мире. Терроризм, преступления и т. д. — как нам реагировать на все это? И как в таких условиях сохранить человеческое достоинство?
Д.С.Г. Я не совсем согласна с тем, что в современном нам мире царят только терроризм и преступления, потому что среди тех, кто здесь сегодня собрался, я не вижу ни террористов, ни преступников. А мы же с вами часть этого мира! И поэтому я хочу от всей души поблагодарить вас за возможность быть в этой части мира, с людьми, живущими в этой части мира. И для меня большой подарок — быть сегодня здесь.
Мне кажется, что искать философию, искать мудрость — это лучший способ реагировать на такие проявления. Когда вокруг нас царит насилие — искать гармонию, которую дает мудрость. И то, чего мы никогда не должны делать, чтобы не терять своего человеческого достоинства, — это уподобляться тем, кто его теряет. Есть одна очень простая и даже естественная человеческая реакция: когда нам делают что-то во вред, мы, как правило, хотим отплатить тем же. Но, действуя таким способом, мы теряем свое достоинство. Если нас бьют и мы бьем в ответ, если у нас крадут и мы крадем в ответ — мы теряем свое достоинство. Но если мы начнем искать причины происходящего, причины зла, тогда сможем реагировать и мудро, и с достоинством.

Клио прошлых времен дела вещает потомству...
      Авзоний, IV в. до н.э.

Все имеет свои корни, свои истоки. С каждым городом, с каждой рекой, каждой страной связаны сражения и победы, строительства и открытия, запечатленные на страницах истории. Перелистывая их, начинаешь ощущать, что соприкасаешься с течением времени. Возникает чувство причастности — или, иначе говоря, чувство истории...
Среди девяти муз есть та, что хранит таинство встречи с деяниями прошлого. Имя ее — Клио. Это муза Истории, и в переводе с греческого ее имя значит «прославляющая», «дарующая славу». Она изображалась со свитком пергамента или скрижалью в руках. Клио напоминает о том, чего человек может достичь в своей жизни, помогает разгадать загадку выбора пути и своего предназначения. Она всегда с теми, кто исследует опыт прошлого и пытается найти те «золотые зерна», которые понесет с собой в будущее.

Что ищет человек в танце? Откуда в нас внутренняя потребность в движении? И почему мы бессознательно ассоциируем слово «танец» с чем-то радостным и счастливым, почему связываем его с эмоциональным подъемом, с праздником?
Танец... Он сопровождал человека всегда. Менялись эпохи, менялись формы, стили, возникали новые жанры — и не в одну эпоху не было такого бесконечного дробления на множество направлений, как в наше время. Человек, отдающий себя одному жанру или стилю танца, может полностью отвергать остальные. Вас не удивляет этот факт? Где же тогда суть самого танца, движения?

У нее разные грани. Это и поголовный Гарри Поттер в руках взрослых в метро. Это и вера в «доброго царя», который придет и все рассудит, — когда люди большие, сильные ждут кого-то более сильного и решительного, кто справился бы с их проблемами. Это и просто нежелание самостоятельно принимать решения, оставляя все как есть.

Пристально всматриваюсь в глаза, пытаясь понять, «да» или «нет»... «Да» означает начало пути, новый этап. «Нет»... Об этом даже не стоит думать. Один лишь взгляд сейчас может изменить всю судьбу. Один лишь взгляд...
...Я отошла в глубину зала, но и там я видела ее взгляд. Чуть правее, чуть левее... Нет, она продолжала смотреть прямо на меня и одновременно на всех остальных людей. В чем тут секрет? Почему живой взгляд с картин известных художников не отпускает нас, заставляя смотреть и вглядываться? И почему мы сами в обычной жизни чуть что — отводим глаза, не желая встречаться взглядом с другими, особенно незнакомыми, людьми?

Сны связывают нас с таинственным миром — с будущим, которое почти всегда остается для нас неведомым. И поэтому обычно мы говорим о снах как о вестниках, которые приходят издалека, чтобы открыть те тайны, которые мы все хотели бы узнать.
Если бы мы взялись говорить, например, о вещих снах, то у нас появился бы шанс провести очень приятный вечер, приводя бесчисленные примеры — я знаю, что каждый из нас мог бы вспомнить их множество, — однако при этом мы продолжали бы находить чудеса, непонятные вещи, странные происшествия, которым не нашлось бы объяснений.

Вращение. Оно может быть таким разным! Это и плавное кружение вальсирующей пары, и удалая круговерть русского народного. Существует множество видов вращения — на месте и с продвижением, в воздухе и на полу. Объединяет их закон, согласно которому строится движение.
В балетной терминологии вращение чаще всего называется пируэтом. Одно из самых динамичных вращений — это фуэте. Сам термин означает ряд танцевальных па, напоминающих движение хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе. Собственно, fouette переводится с французского как «отхлест». Фуэте — это виртуозное вращение на пальцах: во время поворота работающая нога, замахиваясь за икру опорной, сгибается в колене, ее носок сзади переводится вперед, затем нога резко выпрямляется в сторону одновременно с опусканием опорной ноги на деми-плие. Работающая нога совершает замах, который придает вращение корпусу. Опускание в деми-плие дает мгновение фиксации перед новым вращением.

Вы никогда не задумывались о том, где заканчивается обычное движение и начинается танец? И почему иногда о человеке говорят: идет будто танцует?
Попробуем разобраться и начнем с самого простого. Вот я иду по улице. Что происходит? В первую очередь шагают ноги, а за ними уже следует все тело. Однако в танце есть такой термин — «движение корпусом». В этом случае ноги только догоняют основное движение. Представьте, что к вам прицепили веревочку в районе солнечного сплетения и тянут за нее. Это ощущение еще иногда сравнивают с надуваемым ветром парусом: ветер дует вам в спину и влечет вперед, а ноги лишь помогают. Движение исходит из центра человеческого тела. Если мысленно прикрепить к голове карандаш, то у человека, который двигается ногами, он нарисует синусоиду с небольшой амплитудой колебаний вверх-вниз, то есть за каждый шаг мы успеваем подняться и опуститься. Человек же, который движется корпусом, своим центром, нарисует в воздухе плавную прямую. Движение корпусом избавлено от лишних колебательных движений (и связанных с этим энергозатрат), а потому более стремительно, более плавно, более красиво. Так и человек, обретший в жизни свой центр, не тратит время на бессмысленные метания, а действует спокойно и свободно.

Мы программируемы, и это надо признать. Наш мозг в этом смысле похож на механизм, и его реакции можно предсказывать и предопределять. Зная особенности работы нашего мозга, можно «подсказать» нам, какие товары покупать, кого признавать за авторитет, где работать и т. д. Это нас раздражает, пугает, возмущает, так же как и 25-й рекламный кадр, вставленный в фильм, кадр, который мы не осознаем, но который заставляет нас совершать определенные поступки.