Что ищет человек в танце? Откуда в нас внутренняя потребность в движении? И почему мы бессознательно ассоциируем слово «танец» с чем-то радостным и счастливым, почему связываем его с эмоциональным подъемом, с праздником?
Танец... Он сопровождал человека всегда. Менялись эпохи, менялись формы, стили, возникали новые жанры — и не в одну эпоху не было такого бесконечного дробления на множество направлений, как в наше время. Человек, отдающий себя одному жанру или стилю танца, может полностью отвергать остальные. Вас не удивляет этот факт? Где же тогда суть самого танца, движения?

У нее разные грани. Это и поголовный Гарри Поттер в руках взрослых в метро. Это и вера в «доброго царя», который придет и все рассудит, — когда люди большие, сильные ждут кого-то более сильного и решительного, кто справился бы с их проблемами. Это и просто нежелание самостоятельно принимать решения, оставляя все как есть.

Пристально всматриваюсь в глаза, пытаясь понять, «да» или «нет»... «Да» означает начало пути, новый этап. «Нет»... Об этом даже не стоит думать. Один лишь взгляд сейчас может изменить всю судьбу. Один лишь взгляд...
...Я отошла в глубину зала, но и там я видела ее взгляд. Чуть правее, чуть левее... Нет, она продолжала смотреть прямо на меня и одновременно на всех остальных людей. В чем тут секрет? Почему живой взгляд с картин известных художников не отпускает нас, заставляя смотреть и вглядываться? И почему мы сами в обычной жизни чуть что — отводим глаза, не желая встречаться взглядом с другими, особенно незнакомыми, людьми?

Сны связывают нас с таинственным миром — с будущим, которое почти всегда остается для нас неведомым. И поэтому обычно мы говорим о снах как о вестниках, которые приходят издалека, чтобы открыть те тайны, которые мы все хотели бы узнать.
Если бы мы взялись говорить, например, о вещих снах, то у нас появился бы шанс провести очень приятный вечер, приводя бесчисленные примеры — я знаю, что каждый из нас мог бы вспомнить их множество, — однако при этом мы продолжали бы находить чудеса, непонятные вещи, странные происшествия, которым не нашлось бы объяснений.

Вращение. Оно может быть таким разным! Это и плавное кружение вальсирующей пары, и удалая круговерть русского народного. Существует множество видов вращения — на месте и с продвижением, в воздухе и на полу. Объединяет их закон, согласно которому строится движение.
В балетной терминологии вращение чаще всего называется пируэтом. Одно из самых динамичных вращений — это фуэте. Сам термин означает ряд танцевальных па, напоминающих движение хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе. Собственно, fouette переводится с французского как «отхлест». Фуэте — это виртуозное вращение на пальцах: во время поворота работающая нога, замахиваясь за икру опорной, сгибается в колене, ее носок сзади переводится вперед, затем нога резко выпрямляется в сторону одновременно с опусканием опорной ноги на деми-плие. Работающая нога совершает замах, который придает вращение корпусу. Опускание в деми-плие дает мгновение фиксации перед новым вращением.

Вы никогда не задумывались о том, где заканчивается обычное движение и начинается танец? И почему иногда о человеке говорят: идет будто танцует?
Попробуем разобраться и начнем с самого простого. Вот я иду по улице. Что происходит? В первую очередь шагают ноги, а за ними уже следует все тело. Однако в танце есть такой термин — «движение корпусом». В этом случае ноги только догоняют основное движение. Представьте, что к вам прицепили веревочку в районе солнечного сплетения и тянут за нее. Это ощущение еще иногда сравнивают с надуваемым ветром парусом: ветер дует вам в спину и влечет вперед, а ноги лишь помогают. Движение исходит из центра человеческого тела. Если мысленно прикрепить к голове карандаш, то у человека, который двигается ногами, он нарисует синусоиду с небольшой амплитудой колебаний вверх-вниз, то есть за каждый шаг мы успеваем подняться и опуститься. Человек же, который движется корпусом, своим центром, нарисует в воздухе плавную прямую. Движение корпусом избавлено от лишних колебательных движений (и связанных с этим энергозатрат), а потому более стремительно, более плавно, более красиво. Так и человек, обретший в жизни свой центр, не тратит время на бессмысленные метания, а действует спокойно и свободно.

Мы программируемы, и это надо признать. Наш мозг в этом смысле похож на механизм, и его реакции можно предсказывать и предопределять. Зная особенности работы нашего мозга, можно «подсказать» нам, какие товары покупать, кого признавать за авторитет, где работать и т. д. Это нас раздражает, пугает, возмущает, так же как и 25-й рекламный кадр, вставленный в фильм, кадр, который мы не осознаем, но который заставляет нас совершать определенные поступки.

Сегодня я увидела каплю воды. Поразительно, как много нужно повидать на своем веку, чтобы однажды суметь увидеть маленькую каплю воды.
Когда наши претензии чрезмерны, мы любим мечтать о великом — о великих знаниях, великих тайнах, великих словах... И тогда малое и простое исчезает из нашего поля зрения. И действительно, что такое, в сущности, капля воды?

С него начинается и им заканчивается танец. Это и приглашение, и благодарность, и вежливое прощание.
Почему-то в наше скупое на элементы политеса время, глядя на склоняющуюся в поклоне фигуру, испытываешь легкое чувство не то тоски, не то ностальгии по ушедшему галантному веку. И невольно возникает вопрос: да что в нем такого, в этом реверансе? И зачем он нужен?

...Рука, вовремя положенная на плечо как знак поддержки. Несмелое прикосновение к вашему рукаву незнакомой девушки: «Вы случайно не знаете, как найти..?» Друг, который, только прикоснувшись к руке, может изменить испорченное, казалось бы, на весь день настроение...
Может быть, и мы способны дружеским прикосновением сокрушить чью-то давно надоевшую броню?