Вы бывали на концерте? Ну хотя бы когда-нибудь? И что же это, по-вашему, за штука? Правильно, «публичное исполнение музыки в специальном помещении» — именно так сухо ответит нам словарь. Однако — вы, наверное, весьма удивитесь! — слово «концерт» происходит от латинского concerto — «состязаюсь» и итальянского concertare — «согласовывать».
Состязание? Позвольте, футбольный матч, коррида, шахматы в конце концов — это понятно. А концерт!.. И какое тогда может быть согласие, ведь состязание — это борьба за победу, а кто же заранее согласен ее отдать?! Для согласия есть друзья, вечеринки... Попробуй тут разберись!
Давайте для начала перенесемся в XVII век, в Италию. О, какой бурной была эта эпоха! C приходом Нового времени в судьбе музыки наступил крутой перелом. Тема божественной гармонии и связанное с ней многоголосное звучание хора со временем перестала быть ведущей, и содержательная сфера музыкального искусства неизмеримо расширилась. Тема человека — которая утвердится в культуре на три долгих столетия — привнесла в него грандиозные страсти и жадный интерес к жизни, свойственные новой эпохе. Инструментальная музыка стала «повестью о мире и человеке», новые страницы в которой появляются и сегодня.

Танец исправляет природные недостатки тела и дурные привычки; он придает человеку вид непринужденности и грации, вносящей столько приятности во всякий поступок... Он делает человека более ловким на службе королю, как на поле битвы, так и в его развлечениях.
Etablissement de L’Academie royale de danse

Странная смесь грации и силы,
легкости и величия,
чувственности и благородства —
все то, что и составляет
несравненное очарование
стиля Людовика XV.
П. Масон

Барокко — эпоха, в которую танцу отводилось очень важное место в жизни и культуре, как, может быть, никогда более. Во Франции король и королева, весь двор и те, кто стремился двору подражать, непременно учились танцам. Плавные, отработанные жесты, которым обучал танцевальный мастер, постепенно становились естественными. Так понемногу складывалась утонченная манера в обращении, которой славился французский двор в XVII веке.

Вдоль вала с мечами танцует знать.
— В пурпур одетые рыцари!
В танцах являя осанку и стать,
К дамам будьте почтительны!

С падением античного мира исчезло многое из его культуры. Европа начинала свою жизнь если не с чистого листа, то, по крайней мере, с новой страницы. На первое место выходила христианская религия. Эта религия ценит слово, а положение остальных искусств определялось тем, насколько они могут помочь слову, сделать его более доходчивым. Танец менее всего подходил новой религии и был на долгое время оттеснен на периферию жизни.

Сегодня я увидела, как поворачивается колесо времени. Я заговорила о повороте, потому что само время убедило меня, что все на свете линии изогнуты, и даже на прямом пути в бесконечность мы движемся по спирали.
Загадочная форма спирали хранит в себе другую, более великую, тайну — тайну эволюции. Ее кольца никогда не лежат в одной плоскости, они поднимаются, окружая центральную ось. И кольца эти не одинаковы — поднимаясь, они уменьшаются, и самые маленькие из них оказываются выше других и ближе к оси сознания спирали.

Стали цветущие юноши, в легкой искусные пляске.
Топали в меру ногами под песню они с наслажденьем.
Легкость сверкающих ног замечал Одиссей и дивился.

Человек античности остро ощущал гармонию Божественного и земного и стремился найти ее в себе и в обществе. Благодаря этому формировался образ человека идеального, красивого и внутренне, и внешне.

...А из золота дан сыну своему Ивану пояс большой с жемчугом, с каменьями, пояс золотой с капторогами, пояс сердоличен золотом окован.
Духовная грамота Ивана Калиты 1328 г.

Сегодня пояс в любом костюме — украшение. Но в прежние времена он являлся одной из ключевых деталей костюма. И кроме чисто практической задачи — удерживать одежду — имел еще и символическую функцию. Пояс как бы отделял верхнюю часть тела от нижней и, видимо, высшее от низшего в человеке.
Со времен древних цивилизаций эта полоска ткани, кожи или сухой травы несла представление о социальном статусе человека, его благосостоянии, чести, отражала перемены в жизни.

Сегодня я увидела экологию в действии...
Тема экологии — одна из тех, что заполняют день за днем страницы всех газет и в конце концов превращаются в глобальную проблему человечества. И вот все говорят о спасении Природы, о том, как избежать загрязнения окружающей среды, о разработке высокоэффективных и безопасных технологий. Мы с осуждением смотрим на машины (которые когда-то задумывались как «друзья человека»), с подозрением относимся к горючим веществам, стараемся свести к минимуму отходы и жаждем чистоты, с тоской наблюдая, как древние источники целебных минеральных вод огораживаются табличками с надписью: «Не питьевая»...

Ну что сказать, ну что сказать,
Устроены так люди:
Желают знать, желают знать,
Желают знать, что будет...

Чем ближе новый год, тем больше хочется гадать. Очевидно, права Алла Пугачева: мы так устроены, что готовы воспользоваться любой возможностью, чтобы приоткрыть завесу будущего. Способов сделать это известно достаточно много: на чем только ни гадают! Достоверность же получаемой информации всегда прямо пропорциональна затрачиваемым самим человеком усилиям: чем подход более поверхностный, тем меньше и достоверность. Если говорить об астрологии, то мы, например, четко усвоили, что гороскопам в газете верить нельзя. Это естественно — ведь не может же всех Овнов в мире ждать в понедельник повышение по службе.
Но если потратить время и силы и построить гороскоп для конкретного человека, то планеты и образованные ими конфигурации смогут рассказать достаточно много. Внутренний мир, психологический портрет, склонности, сильные и слабые стороны человека и многое другое будут раскрываться одно за другим как страницы безумно интересной книги. Конечно, при условии, что поможет опытный астролог или вы сами получите соответствующее образование.

Неизменное новогоднее ожидание чуда всегда связано со сказкой. И уже давно прошли те времена, когда считалось, что сказки пишутся только для детей. Предлагаем немного и по-взрослому, и по-детски заглянуть в волшебный мир вместе с бельгийским писателем Морисом Метерлинком.

Бельгийский писатель Морис Метерлинк родился в 1862 г. в семье нотариуса в г. Генте. Получил юридическое образование, изучал право в Париже, а с 1896 г. жил во Франции.
Признание к нему пришло после опубликования первой пьесы «Принцесса Мален». А в 1911 г. Метерлинк уже получает Нобелевскую премию. Это премия не за отдельное произведение. Именно совокупность всего, что он писал, создало в начале века особое пространство писателя, философа, мистика Метерлинка — это и множество пьес (вот названия только некоторых: «Непрошенная», «Слепые», «Смерть Тентажиля», «Сестра Беатриса»), пьесой является и ставшая такой известной в России сказка «Синяя птица», здесь и натурфилософские эссе «Разум растений», «Тайная жизнь пчел», «Жизнь термитов». Есть и множество философских статей и эссе.

Читая мифы и обращаясь к истории, мы не раз замечали, насколько они отличаются друг от друга. Как правило, под историей мы подразумеваем события, происходившие там-то и тогда-то и связанные с известными личностями, — одним словом, достоверные факты, не подлежащие сомнению, поскольку о них пишут всеми признанные и авторитетные историки. И наоборот, мы считаем, что мифы — это в основном фантастические рассказы, в которых время и место действия неопределенны, факты сомнительны, а речь идет уже не о реальных исторических персонажах, а о вымышленных героях, вряд ли существовавших вообще.