Ну что сказать, ну что сказать,
Устроены так люди:
Желают знать, желают знать,
Желают знать, что будет...

Чем ближе новый год, тем больше хочется гадать. Очевидно, права Алла Пугачева: мы так устроены, что готовы воспользоваться любой возможностью, чтобы приоткрыть завесу будущего. Способов сделать это известно достаточно много: на чем только ни гадают! Достоверность же получаемой информации всегда прямо пропорциональна затрачиваемым самим человеком усилиям: чем подход более поверхностный, тем меньше и достоверность. Если говорить об астрологии, то мы, например, четко усвоили, что гороскопам в газете верить нельзя. Это естественно — ведь не может же всех Овнов в мире ждать в понедельник повышение по службе.
Но если потратить время и силы и построить гороскоп для конкретного человека, то планеты и образованные ими конфигурации смогут рассказать достаточно много. Внутренний мир, психологический портрет, склонности, сильные и слабые стороны человека и многое другое будут раскрываться одно за другим как страницы безумно интересной книги. Конечно, при условии, что поможет опытный астролог или вы сами получите соответствующее образование.

Неизменное новогоднее ожидание чуда всегда связано со сказкой. И уже давно прошли те времена, когда считалось, что сказки пишутся только для детей. Предлагаем немного и по-взрослому, и по-детски заглянуть в волшебный мир вместе с бельгийским писателем Морисом Метерлинком.

Бельгийский писатель Морис Метерлинк родился в 1862 г. в семье нотариуса в г. Генте. Получил юридическое образование, изучал право в Париже, а с 1896 г. жил во Франции.
Признание к нему пришло после опубликования первой пьесы «Принцесса Мален». А в 1911 г. Метерлинк уже получает Нобелевскую премию. Это премия не за отдельное произведение. Именно совокупность всего, что он писал, создало в начале века особое пространство писателя, философа, мистика Метерлинка — это и множество пьес (вот названия только некоторых: «Непрошенная», «Слепые», «Смерть Тентажиля», «Сестра Беатриса»), пьесой является и ставшая такой известной в России сказка «Синяя птица», здесь и натурфилософские эссе «Разум растений», «Тайная жизнь пчел», «Жизнь термитов». Есть и множество философских статей и эссе.

Читая мифы и обращаясь к истории, мы не раз замечали, насколько они отличаются друг от друга. Как правило, под историей мы подразумеваем события, происходившие там-то и тогда-то и связанные с известными личностями, — одним словом, достоверные факты, не подлежащие сомнению, поскольку о них пишут всеми признанные и авторитетные историки. И наоборот, мы считаем, что мифы — это в основном фантастические рассказы, в которых время и место действия неопределенны, факты сомнительны, а речь идет уже не о реальных исторических персонажах, а о вымышленных героях, вряд ли существовавших вообще.

Красивый человек — некрасивый... Красивая картина — некрасивая... Чем мы руководствуемся, когда произносим эти слова? Последние сто-двести лет принято считать, что универсальных критериев красоты не существует, что прекрасное — лишь игра моды и вкуса, каприз, что-то переменное и неуловимое, как весенняя погода. Так ли это? Вечно или сиюминутно прекрасное? Имеет ли каждый человек собственное понятие о красоте, или есть одна Красота для всех? Древнегреческий философ Платон, например, утверждал, что Красота и Прекрасное — нечто существующее в действительности и не подверженное веяниям моды и времени.

Тихий рождественский вечер, за окном падает мягкий снег, в доме горят свечи. На душе ощущение долгожданного спокойствия, переходящее в волшебное состояние праздника. В такие минуты повседневные заботы остаются за бортом сознания, а на передний план выходят самые красивые и приятные воспоминания и мечты. Вспоминается многое из того, что было, и, конечно, хочется хоть немного приоткрыть завесу будущего. Существует много способов для этого, обычно называемых одним словом «гадание»1. Тут и воск, и знаменитая кофейная гуща, и астрологические предсказания, и много-много чего еще. Только вот есть ли основания всему этому доверять? Стоит ли гадать, а если стоит, то как и зачем? Давайте разберемся.

...Тут были и белые, и коричневые, и красные, и зеленые башмаки, башмаки с раскрашенными деревянными каблуками, и башмаки совсем без каблуков, башмаки с пряжками и башмаки с шелковыми завязками, башмаки из двухцветной и трехцветной кожи.
        С. Унсет. Кристин дочь Лавранса
        
Сегодня сложно сказать, когда человек стал носить обувь. В Египте использовали сандалии, но, похоже, не все и не всегда — изображения чаще всего показывают нам египтян босыми. Но известно, что сандалии у них были, очень схожие с модными в этом сезоне шлепанцами с перемычкой между пальцами. Сандалии делали из папируса, из кожи. У фараона были специальные церемониальные золотые сандалии. Интересно, что должность хранителя сандалий фараона была очень высокой, но вряд ли имела отношение к простому уходу за обувью.

«Да будет свет!» — по Библии, это были первые слова, произнесенные Господом. Хотя земля и небо были созданы раньше, до возникновения света, даже Господь не мог ничего сказать о своем творении, потому что его просто не видел. Если спуститься с теологических высот в нашу грешную жизнь, можно сказать, что все созданное нами, людьми, без света также не будет оценено. И уж если мы создаем мир вокруг себя, даже если это маленький мир нашего жилища, надо приложить усилия, чтобы его осветить. Это не значит повесить люстру посреди комнаты.

Сегодня я увидела путь...
Я бы солгала, сказав, что впервые вижу путь, в том числе и тот, о котором говорю сейчас. Но, честно говоря, сегодня я впервые взглянула на него особыми глазами — глазами, способными все, что они видят, выразить в словах и превратить в опыт.
Я увидела дорогу, которая стелется по земле, словно волнистая линия, легко приспосабливается ко всем рытвинам и ухабам, поднимается и опускается, сворачивает то в одну, то в другую сторону, но никогда не отрывается от земли, служащей ей опорой. Я увидела, как она спокойно и уверенно идет вослед иному, едва уловимому пути — пути времени... Я очень много слышала об этой дороге, по которой шли еще древние иберийцы, доблестные римляне, мужественные странники средневековья и мечтатели эпохи Возрождения... А сегодня, покрытая свежим асфальтом, она соединяется с современными скоростными автострадами, построенными такими же современными и торопливыми людьми, которые крайне редко останавливаются, чтобы просто посмотреть на дорогу, по которой идут...

Сегодня я увидела замок... И кто сказал, что камни не могут говорить? Древние, источенные временем камни этого замка поведали мне длинную историю, наполненную событиями ушедших времен, от которых сегодня осталось лишь едва уловимое воспоминание.
Если бы вы только знали!.. Мы всегда представляем замки сценой схваток и сражений, борьбы и смерти. Но я услышала еще и певучие рассказы о таинственных сумерках, о мире и спокойствии при свете звезд, о разделенной любви, о стольких мечтах и надеждах...
Замок подобен каменному гнезду, но только особая порода птиц способна жить в нем. Замок — это гнездо, отвергающее тех, кто не принадлежит к этой породе. Замок — это гнездо Рыцарей, и сегодня замки оплакивают разлуку со своими старыми хозяевами.

Вот это шляпка, так шляпка, не то, что моя. В этой-то и по улице пройдешь, все-таки кто-нибудь взглянет, скажет: «Ах, какая хорошенькая!»
А.Н. Островский. «Доходное место»

Вряд ли какая-то другая деталь одежды может выразить с такой силой дух времени, вкусы и представления людей, их социальное положение, как головной убор. Возможно потому, что голова все-таки имеет для человека определенную ценность. На протяжении истории головным уборам приходилось выполнять и практическую функцию, и символическую, и политическую.