Когда мы говорим о духовной философии или о духовной жизни, каково наше понимание Духа? Наши представления об этом, как правило, условны и окрашены или даже сформированы использованием слов «Дух», «духовный», «духовность» в разных контекстах и с разными ассоциациями. Встречаются такие фразы, как «Святой Дух», «дух высказывания», «духи умерших», «духовная ценность церемоний» и так далее. Слово «дух», таким образом, используется в различных значениях.

Красоте нельзя дать определение, поскольку она является выражением божественности самой Жизни. Безобразное возникает тогда, когда жизни внутри формы мешает дефект этой формы, созданной для её деятельности. Жизнь всегда стремится объединить доступные элементы в какую-то форму гармонии. Когда такая интеграция завершена, это и есть красота. В целом выражается нечто, чего не было в частях. Таким образом, жизнь всегда наполнена смыслом, она наполнена «идеями» (за неимением лучшего термина), хорошо или плохо выраженными. Эволюционный процесс в целом является процессом проявления этих идей. Они изначально существуют латентно, непроявленными и проявляются со временем по мере развития форм и материалов. Таково искусство Природы.

Каждая идея, сущность каждой интеграции, есть нечто неопределимое, как квадратура круга; её можно анализировать, она может быть объектом вычисления, но её невозможно выразить посредством конечных, измеримых величин.

Когда мы смотрим на вселенную глазами науки, в телескоп и микроскоп, то это вселенная планет, звёзд и галактик, равно как и молекул, атомов и элементарных частиц – бесконечно больших и бесконечно малых – мы видим огромную градацию величин. Это вселенная величественного и впечатляющего порядка и в то же время это вселенная, пребывающая в движении, но какими бы ни были столкновения и противоречия, все они вписываются в общую схему этого порядка. Всё стремится занять установленную орбиту, следовать неизменному плану.

Эта вселенная считается многими современными астрономами безжизненной, за исключением маленького островка жизни на этой и, возможно, на некоторых других планетах. Но, в соответствии с точкой зрения, которую я излагаю, принятой ещё в древности, – это вселенная жизни. Жизнь присутствует всюду, даже в мельчайшей частичке, будучи проявленной в различной степени, а материя – средство её выражения, или проводник. Поскольку вы не можете требовать материального подтверждения существования нематериальной реальности, как и требовать доказательств так называемой геометрии пространства, вы должны рассматривать только что высказанную мной точку зрения, то есть сущностную независимость жизни, в качестве гипотезы, которая тем больше подтверждается, чем больше вы рассматриваете её в связи с фактами вашего опыта.

25 Декабря, Рождество, – это день, который в значительной части мира главным образом посвящён миру и доброжелательности. Эти два слова – мир и доброжелательность — обозначают состояния, неотделимые друг от друга. И не только потому, что там, где есть доброжелательность, нет конфликта, а значит есть мир, а также потому, что только тогда, когда человек внутренне пребывает в состоянии доброжелательности, он сможет почувствовать мир.

Невинность – это качество, присущее детям, и наряду с их свежестью и естественностью, оно составляет их величайшее очарование.

Нам всем известна цитата, «Истинно говорю вам… если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное», где Царство Небесное – это духовное состояние сознания, переход в которое означает новое рождение.

Меня спрашивали: «Если два человека, находящиеся вместе, оба являются "отрицательно" осознающими, каковы будут их взаимоотношения, что произойдёт? Начнут ли они интуитивно понимать мысли и проблемы друг друга и останутся такими же? Или один из них станет "положительным" и будет влиять на другого?»

В этом контексте «отрицательный» означает «чувствительный». Мы говорим о положительном и отрицательном электрическом заряде; отрицательный столь же действенный, как и положительный; это только два различных способа проявления. Точно так же в каждом человеке присутствуют два качества: сила, чтобы действовать и чувствительность, чтобы воспринимать. Эти двое, как бы они ни видоизменялись или подавлялись, всегда существуют вместе, будучи двумя сторонами одной и той же природы. Нам надо учиться быть чувствительными для того, чтобы понимать и действовать. Быть «отрицательным» в этом смысле не означает, что мы пусты, инертны, закрыты для влияния или внушения, беспомощны или похожи на медиума. «Отрицательность» такого типа, очевидно, нежелательна. «Отрицательное» качество сознания, которое нам нужно – это быть живыми, бдительными, энергичными и всё же спокойными, подобно горному озеру, способному достоверно отражать то, что предстаёт перед ним или над ним.

Высшим видом действия является действие прямое и мгновенное. Но прежде, чем мы сумеем достичь такой степени силы, нам нужно очистить себя как инструмент. Мы должны начать с чистого действия, без всякого желания получить личную выгоду или какое-либо самоудовлетворение, которое может принести его выполнение. Такая реакция часто бывает подсознательной, невидимой, словно тень, которую человек оставляет за собой, повернувшись к свету. Зачастую она тонка и с трудом поддаётся анализу. В осуществлении действия не должно быть элемента привязанности к удовольствию, которое это действие приносит. Когда действие не вызывает реакции, оно не связывает.

В Индии мы обычно разделяем естественные периоды развития мира на четыре цикла. Четвёртый называют Кали Юга, или век раздора и смятения, век материализма, то есть этап глубочайшей запутанности человека, или божественного Духа в сетях материи. Отмечено, что в период Кали Юги будут усиливаться все движущие вперед энергии, и жизнь станет более трудной, однако для тех, кто будет прилагать усилия для преодоления этих трудностей, возникнет много возможностей для развития, каких не могли дать другие, более статичные условия предыдущих Юг, или веков. В Природе мы наблюдаем различные темпы изменений и, пропорционально этим темпам, периоды времени, которые мы должны исчислять разными мерами. Меры, с помощью которых астроном фиксирует наблюдаемые им изменения, скажем, в положении или росте туманности, эпохи, на которые геолог делит историю жизни горных пород и минералов, периоды биологической эволюции форм и темпы человеческого прогресса, будь то индивидуального роста, или общественного развития, – все они должны быть отображены в различных масштабах. Эпоха Кали Юги, которую, как говорят, мы проживаем сейчас – это время ускоренной жизни. Согласно другой восточной классификации, это эпоха Раджаса, или подвижности и движения вперед, в отличие от двух других гун или качеств: Тамаса, олицетворяющего инерцию и стабильность, и Саттвы, то есть ритма и гармонии. В современном мире ускоренный темп является обычным распорядком дня: быстрее сесть на трамвай, успеть на встречу, победить в гонке, обойти конкурентов по бизнесу или даже лучше развлечься. Нам ещё нужно научиться использовать это новое качество быстрого движения, разорвавшего все наши прежние путы. Использовать, проявляя мудрость и сдержанность, чтобы достичь подлинного счастья. Когда вокруг летает так много человеческих частиц, несущих не только микробы, но и искры, неизбежно должны на какое-то время увеличиться столкновения, беспорядок и зло, сильная дезадаптация и дисгармония. Мы находимся как раз в таком затруднительном положении.

Святые существовали во все времена, у всех народов и вероисповеданий. Что такое или кто такой святой? Тот, в ком расцвёл росток божественности, или природы Христа, скрытый в каждом сыне человеческом. Эта божественность проявляет себя как доброта и совершенство; и поскольку человеческое совершенство включает в себя все добродетели и достоинства, существуют разные типы святых: некоторые из них выделяются преданностью Богу, некоторые — познанием истины, некоторые — бескорыстными действиями в соответствии с волей Бога. Все эти пути одинаково ведут к вершине. Мы должны понимать, что Бог – это не созданный человеком образ, а высшая Сила, которая пребывает в его собственном сердце, а также во всех других вещах, видимых и невидимых.

«Познай самого себя». Ибо наше «я» является фактором, обуславливающим наше знание, и наша реакция на вещи соответствует его природе. В свете материалистических взглядов науки девятнадцатого века «я», или разум, считавшиеся тождественными, рассматривались как продукт материи или окружающей среды, относящийся к тленному физическому телу. Оккультный взгляд был диаметрально противоположным, и с тех пор становится всё более обоснованным. Работа Майерса «Человеческая личность и её выживание» ознаменовала собой поворотный момент во взглядах современной научной мысли на строение и природу человека. Ведь выживание тела не доказывает неизменность того сохраняющегося принципа, которым является человеческое «я», или личность. Современная наука не помогла нам приблизиться к пониманию его истинной природы. С другой стороны, древние философы, особенно в Индии, направили свои самые детальные исследования именно на этот принцип, структура которого была разделена на части и изучена ими с исчерпывающей тщательностью. Это деление и анализ – не всегда лишь умозрительные построения, как западные востоковеды всегда были готовы окрестить их, – привели к самым поразительным открытиям. Открытиям не менее потрясающим и революционным для нашего мировоззрения, чем результаты исследований современной науки, с тех пор, как совершился тот поворот, к которому последовательно вели Коперник, Ньютон и Эйнштейн.