От слов, написанных на стене храма высоко над землей, исходит древняя сила.

Non nobis Domine non nobis sed nomini Tuo da gloriam.

«Не нам, Господи, но имени Твоему дай славу». Гимн тамплиеров, рыцарей-монахов, однажды воплотивших в жизни мечту о новом мире, об идеальном государстве.

Древнегреческий философ Платон много говорил об идеале государства. О том единственном для людей способе сосуществования, который позволяет каждому человеку совершать свой путь, постоянно «поднимаясь». Приближаясь к проявлению существа, которое Бог создал «по образу и подобию своему». Одно из проявлений человека в соответствии с «замыслом Божьим» выражается в воплощении всего истинного, доброго, справедливого и прекрасного. Построение нашей общей жизни (а человек все-таки существо социальное) на основе этого.

Многие люди сейчас сомневаются в справедливости мира и в определении, что прекрасно, а что — нет. Воюют за право обладания конечной истиной. Считают добро наивным. Но, на мой взгляд, в человеческом мире это и есть те имена Бога, которым нужна слава. Надо бы очистить их от всего, что мы на них «навешали», и снова понять, что они обозначают.

Чтобы человеку, просыпаясь по утрам, принимать вертикальное положение не только тела, но и души, нужен ориентир. Мне часто служит ориентиром одно из таких имен Бога. Для самой себя и вставать с постели было бы лень. А когда получается прославить своими действиями одно из имен Бога, чувствую себя причастной к жизни всех, кого безмерно уважаю и люблю. Начинает помогать древняя сила моих героев, взявших себе девиз: Non nobis Domine non nobis sed nomini Tuo da gloriam.

В последнее время много думал о своей ответственности и обязательствах, пытался понять, а что это такое по сути. Обычно ответственность употребляется с предлогами «за» (я за что-то или кого-то отвечаю), и «перед» (я перед кем-то отвечаю), а я подумал ещё насчёт предлога «на», ведь можно её воспринимать и именно так — я на что-то отвечаю.

Интересно, в латинских языках корень этого слова (responderé) восходит к протоиндоевропейскому «возлияние», «жертвоприношение вином». В каком-то смысле, возможно, это означает жизненную силу, жизнь, которую человек отдает высшему, тому, ради чего он живёт.

Фразу «в здоровом теле здоровый дух» помнят многие. Она о пользе физкультуры для человека в целом. Оказывается, пришло время рассмотреть эту фразу и с другой стороны: «духовно здоровый человек и физически более здоров». Совсем недавно это доказали американские ученые.

В журнале «Клиническая психиатрия» опубликовано исследование ученых Калифорнийского медицинского университета в Сан-Диего, проведенное на основе изучения физических и когнитивных показателей 1042 человек. Результаты исследования свидетельствуют о том, что наличие в жизни человека смысла улучшает его физические и когнитивные способности. Проще говоря, те, кто ответил себе на вопрос, зачем они живут, в целом являются более здоровыми, чем те, у кого этого ответа еще нет.

Британские ученые путем долгих исследований установили, что кофе — вредный напиток, а бразильские — что полезный. Или наоборот… или это были американские ученые… Не так это важно. Просто одни ученые спорят с другими всерьез. Не только по таким пустякам, но и по вопросам серьезным и для нас жизненно важным.

Одни врачи говорят, что надо пить таблетки, другие — что этого делать нельзя. И люди спорят о том, как лучше лечиться — йодом или медом, как в мультфильме про Незнайку — Пилюлькин и Медуница.

Недавно на лекции о «Бхагавадгите», когда обсуждали битву на поле Курукшетра и выбор Арджуны, всплыл вопрос (он, кстати, довольно часто возникает, когда мы изучаем Платона и его теорию идей) о противоречии между добрым и справедливым. Сложный выбор: поступить по-доброму или по справедливости?

Например, по-доброму мне надо бы простить, пожалеть, а по справедливости надо бы ответить, как сейчас говорят, «симметрично» (раньше выражались более образно: око за око…). И хотя в сам момент действия я редко (на самом деле, очень редко) поднимаюсь до философского осмысления темы, подчиняясь, скорее, эмоциям, а не разуму, всегда хотелось хотя бы постфактум понять и разрешить это противоречие, и найти такой образ действия, который сочетает в себе и то, и другое, добрый и справедливый одновременно. Когда такое все же происходило в жизни, возникало очень интересное необычное (больше на уровне интуиции, чем рациональное) ощущение уверенности и правильности пути.

Какую роль в жизни человека играет благодарность?

Цицерон сказал: «Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей». Он ставит благодарность выше других достоинств. Очевидно, что если исходить из его позиции, благодарность следует понимать как некоторое начало, связывающее нас со Вселенной. Это наша причастность ко всему окружающему, наша человечность по отношению к людям, наш интерес к природе, к нашей собственной судьбе, судьбе других людей и к Божественному. В этом контексте благодарность понимается как прочные, глубокие узы с миром, в котором мы живем.

 

Три Грации. Бертель Торвальдсен, 1817—1819

Слушал в Новосибирске лекцию о логотерапии Виктора Франкла. В процессе обсуждения возник вопрос о сравнении идей и подходов современной психологии, в частности, логотерапии, и философии Платона, неоплатоников и других. Эти идеи вечны, мы знаем о них по Сократу, Марку Аврелию, Канту, огромному множеству других, но все они сейчас менее популярны, чем тот же Франкл… Да, нам легче воспринять язык нашего современника, чем философа жившего несколько веков или тысячелетий назад, но мне кажется, дело не только в этом. Вопрос не в идеях, а в смыслах.

В своих диалогах Платон утверждает, что если задавать человеку «правильные» вопросы, то можно заставить его душу вспомнить то, что она знала в прошлых жизнях. Подлинное знание в этом смысле — это припоминание тех идеальных образов, с которыми уже знакома разумная часть души человека. Но что же это за «правильные» вопросы, что позволяют душе вспоминать?

Сегодня мы хотим поговорить о необходимости подлинности.

Предположим, что однажды нам придется прыгнуть с парашютом: нам хотелось бы иметь такой парашют, который раскрывается каждый раз или через раз? А когда нам нужно узнать, который час, мы хотели бы иметь часы, которые показывают точное время всегда или только иногда? Безусловно, в таких вопросах наш ответ будет однозначным — и часы, и парашют должны быть надежными и настоящими. Однако, как правило, мы обладаем этой ясностью только в отношении простых вещей и хотим, чтобы они были наилучшего качества. Нам не нравится, если молоко разбавляют водой, если нам продали неплотно закрытую бутылку вина или автомобиль с плохим карбюратором. Но этого качества, которого мы требуем в повседневных, незначительных вещах, у нас нет в вещах больших и важных. В том, что определяет нашу жизнь и судьбу, мы не просто не требуем, но даже не осмеливаемся просить хоть немного подлинности.

Человеку свойственно мечтать. Являясь несовершенным по своей природе и стремясь это свое несовершенство преодолеть, каждый из нас силится представить, как это сделать. Мы рисуем в своем сознании картины возможного и называем их мечтами. Не мечтая человек не смог бы развиваться.

Но мечты бывают разными. Можно мечтать поехать в отпуск, купить квартиру, встретить свою вторую половинку, сменить работу, полететь на Марс, сбросить лишний вес, победить онкологию, написать прекрасное музыкальное произведение и установить мир во всем мире. Очевидно, что эти мечты — разные. Отсюда часто встречающийся вопрос: а они настоящие? Это действительно мечты или это просто фантазии воспаленного воображения? И как вообще отличить «настоящую» мечту от «не настоящей»?