Однажды я встретила каменную реку.

Меня поразило, как камни, совсем неправильной геометрической формы, разные по размеру, составляют вместе единое целое. Среди камней было очень мало «живых», то есть тех, что шевелятся под ногами, но и они нашли свое место, река их «приняла».

В голове родился образ дружной команды, пример того, как разные люди могут работать над одной задачей, сплотиться, даже если кто-то «маленький», а кто-то «большой», кто-то устойчивый и стабильный, а кто-то «качается» под грузом проблем.

Эта же каменная река рассказала мне и о жизни человека. О том, что в ней были разные события, за какие-то из них может быть стыдно, какими-то, наоборот, стоит гордиться.

Но каждая история — особенная, а каждый человек уникален.

И весь вопрос в том, сможешь ли ты подняться вверх по этой реке? Преодолеть разного рода комплексы, рожденные теми или иными обстоятельствами, перестать цепляться за прошлое, вне зависимости, хорошо было там или не очень, ведь главное всегда ждет впереди. На вершине.

Самое распространенное на западе изображение индуистского бога Шивы — это Натараджа, танцующий Шива. Шива танцует в ореоле из огня, подняв левую ногу и балансируя на правой, которой он попирает маленького демона Апасмару. Именно этот демон-карлик и будет нам сегодня особенно интересен.

Шива — одно из самых значимых божеств в индийском пантеоне. Входит в Тримурти: триаду Брахма-Вишну-Шива, имеет великое множество аспектов, среди которых основной — это разрушительная сила Природы. Шива помогает миру возрождаться, циклически разрушая обветшавшие формы, чтобы жизнь могла развиваться, создавая себе новые, более совершенные.

Во многих изображениях Шивы мы увидим, что его обязательный атрибут — это карлик Апасмара, которого он бесцеремонно давит правой ногой, не давая ему свободы и возможности роста.

Очень люблю этот древнеегипетский образ. Он, конечно же, говорит о смертной и бессмертной части человека.

«Человек — это рыба и птица, объединившиеся для путешествия по бесконечным просторам Вселенной…» Но очень часто он приходит ко мне в обычной, повседневной жизни.

Вот все, что происходит вокруг, сопротивляется так, будто нахожусь в воде, нужно двигаться, плыть, преодолевая сопротивление, «как рыба в воде». Все, как говорится, штатно, потому что рыба в воде себя хорошо чувствует.

Наверное, каждый бывал хоть раз в ситуации, когда выпал счастливый шанс, а ты им не воспользовался. Почему? По разным причинам: не нашлись нужные слова, струсил, не хотел показаться глупым, были другие планы…

Видимо, в такой ситуации оказывались не только мы, но и древние греки. У них было даже особое божество счастливых шансов судьбы — Кайрос. Изображался он весьма странно: лысый человек с длинным чубом, крыльями за спиной, весами в руках. Но не забывайте, что это символ, а символы надо уметь читать, их ни в коем случае нельзя воспринимать «в лоб». Любой символ, если вступить с ним в диалог, может нам открыть очень многое.

Песочные часы один из моих любимых символов времени. Казалось бы, простая вещица, а я постоянно нахожу в ней новые смыслы.

Например, все имеет свой отпущенный срок. Песок сыпется безостановочно, и его совершенно не волнует, успел ты или не успел. Срок имеет наша жизнь, срок имеет любое дело.

Время иногда называют энергией. Вы никогда не замечали, что стоит что-то не сделать в положенный срок, оно будто бы теряет свою энергию, делается медленно или вообще останавливается? Закончилась отпущенная энергия времени. А что делать, если ты все-таки не успел? Символически «перевернуть песочные часы», сделать перезагрузку. Начать то, что делаешь, как будто заново, с новым взглядом, новым интересом, новым подходом.

Однажды я была бита камнями… Случилось это в детстве, когда краски мира еще не начали тускнеть, многие беды неизвестны совсем, и еще не забыты странные и загадочные вещи, к которым вдруг рождается интерес и тянет без причин. Я, ребенок — божий одуванчик лет шести, была в гостях у бабушки. Там, на сельской дороге возле дома, есть большой камень, пришедший туда миллионы лет назад с ледником.

Однажды около этого камня я обнаружила кусок угля и решила нарисовать что-нибудь. Две черты — и вышел крест. Прибавлены рожки — и крест пришел в движение… «Смотрите, она нарисовала фашистский крест! Она фашистка! — услышала я за спиной. Ребята постарше, уже «продвинутые» в фильмах о войне, стояли на дороге. Камней в той местности много, и вот один маленький камень, просвистев, попал мне в ногу.

Все, наверное, обращали внимание, что в воинских частях и в других объединениях людей, имеющих свой флаг, существует церемония поднятия и опускания флага. Если вы никогда не задумывались о смысле этого действия, то вам будет любопытно узнать, что этот простой обряд является осколком одной красивой древней традиции.

В старину священному времени уделялось не меньше внимания, чем обычному, мирскому. Обычное время линейно и бесконечно течет из прошлого в будущее. Священное время циклично и бесконечно повторяет один и тот же (почти) круг. Священное время символизирует жизненные циклы со своими обязательными этапами: рождение, рост и взросление, расцвет, увядание, старость, смерть, новое рождение, ...

Люди старались следовать природным циклам и вместе с природой проживать их основные этапы. Именно поэтому на Руси, например, в каждой деревне в конце года тушили все огни, а потом зажигали новый, а от него — все остальные. А в Древнем Риме в день Зимнего Солнцестояния основные флаги символически «умирали» (их закрывали накидкой) и наутро «рождались» от первого луча Солнца. Так начинался новый год, новый цикл.

Флаг для римлян (да и не только для них) был живым существом, воплощением того или иного идеала. Именно поэтому утром флаг поднимают к Солнцу: он снова «рождается» в микроцикле одного дня, символизируя для людей еще один этап их служения идеалу под этим флагом. А вечером флаг опускают, он «умирает», чтобы наутро возродиться обновленным.

Так до наших дней дошла маленькая традиция проживания священного времени.

Из всех сюжетов, связанных с Рождеством, самый дорогой для меня — Поклонение волхвов. Самое любимое изображение — фреска Джотто (1305 год) из капеллы Скровеньи в Падуе. А самый важный символ — Вифлеемская звезда. Путеводная.

Они увидели ее издалека — где-то в своих странах. Не просто увидели, а поняли, почувствовали, что это — знак. Что происходит что-то исключительно важное. И не просто поняли, а пошли за ней. Оставили насиженные места, неотложные дела, наработанные привычки. Взяли с собой только самое дорогое — в дар. Шли долго, года два — недаром Ирод повелел истребить детей именно такого возраста. Наверняка встретили немало испытаний — разбойников, горы и реки, пустыни и бури... Но преодолели всё, идя за Звездой. Не изменили ей, не дали затмить ее свет ни своим слабостям, ни чужому злу.

Греза

Греза, мечта… Любопытно наблюдать, как мы сейчас толкуем для себя некоторые понятия! Не грех заглядывать еще и в древние писания, и в книги философов и мудрецов разных времен.

Похоже, в наше время мечтать в большинстве случаев означает достигать поставленных целей. Зачем? Чтобы стать Успешным. Мечтать — это пробиваться, реализовываться, преодолевать страхи и препятствия. Цели могут быть любые: приобрести квартиру, выздороветь, обеспечить финансовый достаток, прыгнуть с парашютом, найти пару — много, много всего. Думаю, на Новый год люди, подписывая друг другу открытки, искренне желают друг другу именно этого.

А теперь перенесемся во времени и заглянем в гениальное произведение о мечте — пьесу Эдмона Ростана «Принцесса Греза». Она рассказывает о поэте-трубадуре XII века, который влюбился в далекую восточную принцессу Мелисенду, слушая песни пилигримов о ее красоте и доброте. Встретиться с ней стало его мечтой, ради которой он отправляется в дальний путь. На корабле пиратов, поскольку на Восток в тот момент по-другому добраться было невозможно. Вместе с ним плывут и другие персонажи этой пьесы, давайте подслушаем их разговор:

Волшебная палочка

Скажите, дорогой читатель, не случалось ли вам — независимо от возраста — как-нибудь на досуге помечтать о волшебной палочке? Почти всерьез? Ведь как легко было бы с ней разрешать все проблемы: взмах — и…

Сегодня считается, что ВП — это признак особой, неограниченной власти, символ желания, ее цель — помочь владельцу (магу?) проецировать его желание в любую сферу.

Интересно, откуда вообще в нашем сознании взялся этот образ, почему он так прочно в нем укоренен?