Из всех сюжетов, связанных с Рождеством, самый дорогой для меня — Поклонение волхвов. Самое любимое изображение — фреска Джотто (1305 год) из капеллы Скровеньи в Падуе. А самый важный символ — Вифлеемская звезда. Путеводная.

Они увидели ее издалека — где-то в своих странах. Не просто увидели, а поняли, почувствовали, что это — знак. Что происходит что-то исключительно важное. И не просто поняли, а пошли за ней. Оставили насиженные места, неотложные дела, наработанные привычки. Взяли с собой только самое дорогое — в дар. Шли долго, года два — недаром Ирод повелел истребить детей именно такого возраста. Наверняка встретили немало испытаний — разбойников, горы и реки, пустыни и бури... Но преодолели всё, идя за Звездой. Не изменили ей, не дали затмить ее свет ни своим слабостям, ни чужому злу.

Греза

Греза, мечта… Любопытно наблюдать, как мы сейчас толкуем для себя некоторые понятия! Не грех заглядывать еще и в древние писания, и в книги философов и мудрецов разных времен.

Похоже, в наше время мечтать в большинстве случаев означает достигать поставленных целей. Зачем? Чтобы стать Успешным. Мечтать — это пробиваться, реализовываться, преодолевать страхи и препятствия. Цели могут быть любые: приобрести квартиру, выздороветь, обеспечить финансовый достаток, прыгнуть с парашютом, найти пару — много, много всего. Думаю, на Новый год люди, подписывая друг другу открытки, искренне желают друг другу именно этого.

А теперь перенесемся во времени и заглянем в гениальное произведение о мечте — пьесу Эдмона Ростана «Принцесса Греза». Она рассказывает о поэте-трубадуре XII века, который влюбился в далекую восточную принцессу Мелисенду, слушая песни пилигримов о ее красоте и доброте. Встретиться с ней стало его мечтой, ради которой он отправляется в дальний путь. На корабле пиратов, поскольку на Восток в тот момент по-другому добраться было невозможно. Вместе с ним плывут и другие персонажи этой пьесы, давайте подслушаем их разговор:

Волшебная палочка

Скажите, дорогой читатель, не случалось ли вам — независимо от возраста — как-нибудь на досуге помечтать о волшебной палочке? Почти всерьез? Ведь как легко было бы с ней разрешать все проблемы: взмах — и…

Сегодня считается, что ВП — это признак особой, неограниченной власти, символ желания, ее цель — помочь владельцу (магу?) проецировать его желание в любую сферу.

Интересно, откуда вообще в нашем сознании взялся этот образ, почему он так прочно в нем укоренен?

Символ петух28 января наступил год Петуха по китайскому календарю, но этот древнейший символ не перестает волновать нас уже давно. Не только в Китае, но и во многих культурах петух является священной птицей и сопровождает самых величественных богов. Аврора, Гелиос, Аполлон, Митра, Ахурамазда, Аматэрасу и другие «солнечные» боги часто изображались именно с ним. Образ петуха часто помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, колокольнях, а также на ларцах, сундуках, реликвариях, предметах одежды и быта. Петух часто становился героем сказок, мифов и легенд разных народов. Чем же этот символ так примечателен? 

ГранатНам говорит согласье струн в концерте,
Что одинокий путь подобен смерти.
Шекспир

Наверное, у каждого в жизни бывают моменты, когда он останавливается в толпе спешащих людей и задает себе вопрос: а куда все бегут? И почему так одиноко иногда среди стольких людей — незнакомых, да часто и знакомых? И что делать мне, куда направиться?

Помочь ответить на эти вопросы может один символ, который нам протягивают руки божеств из разных культур и разных эпох, — символ граната. Он значим в культуре греков, финикийцев, персов, армян, в христианской традиции. Всмотритесь в него внимательно — чем же он примечателен? Почему его называли королем плодов, символом единения, жизни, возрождения?

КринКаждый из нас наверняка встречался с одним важным для жизни символом, хотя мог не придать этому значения. Он сопровождает жителей Руси с древнейших времен. Его много в орнаменте наличников русских изб, древнейших русских украшений. Его можно встретить в росписи по дереву, в вышивках, в элементах книжного орнамента, в белокаменной резьбе…

«Symbola et Emblemata»В 1705 году по указанию Петра 1 в типографии Амстердама издается большая (в 306 страниц!) иллюстрированная книга «Symbola et Emblemata» (Символы и эмблемы). Книга загадочная, какой еще не знали в России. Небывалый по тем временам тираж 800 экземпляров был привезен в деревянных ящиках в Москву.

Что заставило Петра помимо самых первых, очевидно нужных изданий (учебник по навигации «Книга, учащая морского плавания», «Руковедение в грамматику во словенороссийскую»…) печатать сборник символов? К тому же специально для нее пришлось отливать «славянский шрифт» (светский).

Петр лично отбирает для этой книги 840 рисунков-эмблем символического значения с подписями на восьми языках: русском, латинском, французском, итальянском, испанском, голландском, английском и немецком. Она содержит античные мифы и алхимические символы, исторические персонажи и сюжеты из средневековых бестиариев.

Самое сильное оружиеОднажды один юноша пришёл к мудрецу и сказал:

— Я хочу стать вашим учеником!

— Для чего тебе это нужно? — поинтересовался мудрец.

— Я хочу быть самым сильным и непобедимым!

— В этом я не могу тебе помочь! — ответил учитель. — Это ты сможешь сделать только сам. Будь добрым, внимательным, отзывчивым. Тогда все люди будут испытывать уважение к тебе. Твоя чуткость поможет тебе избежать конфликтов, а значит — выиграть поединок, не вступая в него. Когда ты научишься избегать конфликтов, то станешь действительно непобедимым.

Индия, самая толерантная в философско-религиозном отношении культура, имеет в своем символическом  пространстве несколько десятков тысяч божественных имен и немалое количество связанных с ними священных текстов. Легенды называют даже точное число — 3 333 333 бога.

И в этой ситуации особенно трогает, что в сонме верований и обычаев самые-самые древние имена, исконные, зафиксированные в первых эпосах и несущие в себе эхо каких-то незапамятных времен, — именно они оказываются «живее всех живых», не стареют и не покрываются пылью.

Вот несколько впечатлений из недавнего путешествия по северу Индии. Считается, что здесь, в предгорьях Гималаев, провели часть своих скитаний герои Бхагавадгиты. В каждом месте, упоминаемом в легендах, можно встретить изображения или скульптуры братьев Пандавов. В городе Манди они вереницей идут по берегу реки, и ты невольно сопоставляешь сотни километров, которые проехал в комфортабельном автобусе, и то же расстояние, пройденное размеренной поступью героических братьев-изгнанников.

За окном кипит жизнь большого города; люди, машины — все движется, живет в своем ритме. Время настоящее — секунды и минуты — захватывает нас и влечет за собой от офиса к кафе, домой, на работу, в супермаркет, спортзал... И лишь иногда гул колокола ближайшей церкви возвестит нам об ином. Ином времени, иной реальности. Почудится на минуту во всем этом движении какая-то неразгаданная тайна, броуновское движение пешеходов и машин обретет на мгновение неизменный глубинный смысл, который скоро смывается прибоем времени настоящего.

Однако время настоящее вырастает из времени прошлого. Подобно дереву, нарастает настоящее слой за слоем, скрывая прошлое, и в то же время держась на нем и питаясь им. То, что есть, — на том, что было. Распадутся эти слои, порвется связь — дерево нашей жизни зачахнет, умрет. То, что было, живет в нас, забытое, иногда просыпаясь и лишая нас покоя, заставляя меняться, но именно так крепится эта связь. Прошлое — не то, что за нами, а то, что внутри нас...