«Сказка – ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок»
Русская народная мудрость

Кто не читал в детстве сказки «Царевна-Лягушка»? Любой русский человек, начиная с ребёнка и заканчивая стариком, расскажет эту сказку, даже если его разбудить глухой ночью. И многим людям она нравится. А почему нравится – ответить не могут. Почешут затылок, да плечами пожмут. «Ну, – скажут, – героиня там необычная – Царевна-Лягушка, которая лебедем белым оборачивается и улетает от Ивана-царевича, спалившего её лягушечью шкуру. Этим, мол, и нравится сказка».

Действительно, странное имя у героини – Царевна-Лягушка. Необычное. А ведь под этим анималистическим именем скрывается героиня множества русских сказок – Василиса Прекрасная. Только в этой сказке она ещё и Премудрая.

Капитель французского собора Святой Марии Магдалины в Везле. Как все просто, на первый взгляд! Один засыпает зерно в жернова небольшой ручной мельницы. Другой подставил мешок — и собирает муку. Около восьми столетий прошло с тех пор, как рука безымянного скульптора высекла в камне эту бытовую сценку из повседневной жизни столь далекого уже от нас средневековья. А нам все понятно. Что мы — не знаем, как из зерна получают муку, а потом пекут хлеб?

День практически закончен. Все, что было запланировано, было или сделано плохо, или вообще забыто. Хочется рухнуть на кровать и вообще забыть о том, что этот день существовал, начать все заново. Но древние тексты, например китайская «Книга перемен», говорят, что можно не только надеяться на завтрашний день, но и попытаться исправить сегодняшний.

В комментариях к И Цзин (китайской «Книге перемен») в виде восьми символов-триграмм описывается цикл, по которому происходит любой процесс, в том числе циклы в природе, любое дело человека, воплощение мечты, вся жизнь человека, его день.

Философы всегда постигали скрытый смысл, лежащий за сюжетом мифа и его символическими элементами. Какая связь существует между деяниями богов и их атрибутами? Почему, например, в изображениях и в описаниях Афины — богини мудрости, облаченной в воинские доспехи, — можно встретить змею?

В греческом пантеоне Афина символизирует мудрость и справедливую войну. Дочь Зевса и Метиды (это слово переводится как «мысль»), она родилась с воинственным кличем в полном боевом облачении из головы отца, которую по его просьбе расколол молотом Гефест.

Таким образом, Афина — это мысль, наделенная волей Зевса, бога, победившего власть Кроноса-Времени. Афина — это мысль или знания, связанные с вневременным или долговечным: божественными законами, справедливостью, сутью вещей. Афина — враг титанов: слепых, необузданных сил, которыми являются стихии в природе и инстинкты в человеке, разгул которых в обоих случаях ведет к катастрофам. Она же покровительствует героям, которые одерживают победы не столько благодаря физической силе и бесстрашию, сколько способности размышлять и находить верное решение. Вот пример ее совета царю Одиссею.

 

Статуя Афины в Национальном археологическом музее в Афинах

В русском языке довольно много слов со сходными значениями. Свобода и воля, например, или бой и сражение. Почти одно и то же, но ведь чем-то они отличаются друг от друга, эти похожие по смыслу слова?

Вот ещё два слова: дорога и путь. Значат одно и то же, при этом дорога имеет характер как бы более прозаический, а путь — более символический. Так что лежит в основе разной смысловой окраски слов? Попробуем разобраться.

Символы и мифы обладают для нас особой привлекательностью. Многие любят героические легенды, сюжеты, где происходит нечто магическое, любят разного рода гадания. Возможно, это происходит потому, что мы жаждем чуда, потому что мы интуитивно догадываемся о существовании иной реальности, которая говорит с нами на языке символов. Это способ, которым с нами взаимодействует судьба и Вселенная, язык понятный для нашей души, но не всегда понятный для нашего ума. Если мы хотим понимать обращенные к нам знаки судьбы, то надо учиться этому языку так же, как мы учим любой иностранный язык.

Спасенье в том, чтобы сделать первый шаг. Ещё один шаг. С него-то всё и начинается заново.
А. де Сент-Экзюпери

Миф — закодированная в образах и метафорах карта внутреннего мира человека, а история мифологического героя отражает ключевые события внутреннего мира: выбор, конфликт, преодоление препятствий, битву и ряд других. Архетипическое в сюжетах мифа преломляется индивидуально через призму личности и жизни каждого конкретного человека, выводя какую-либо из граней образа на передний план. Сегодня связывать архетипы и внутреннюю реальность человека попробуем через миф о Тесее и Минотавре.

Еще со времен обучения в университете я удивлялся особенной роли, которая в учебниках отводилась движению по окружности. Среди всех других видов механического движения оно всегда рассматривалось отдельно, стояло особняком и было непохоже на все остальное. А еще было совсем непонятно, почему ускорение при таком движении называлось центростремительным, а сила — центробежной. Была в этом какая-то загадка, раскрыть которую сходу не получалось. Сделать это помогла философия, но — гораздо позже.

Фигурки Будды стали привычным элементом интерьера. Стоящие, сидящие, лежащие, с руками, сложенными в разные жесты, — каждый образ имеет свое особое значение.

Оказывается, в течение примерно 500 лет после ухода Гаутамы Будды его не принято было изображать в форме человека. В древних храмах символом великого учителя были «следы его ног» или пустой трон. Это «пустое место» заставило задуматься.

Сегодня скромность не в тренде. Хочется быть уверенной в себе, сильной и успешной, обладать внутренним магнитом и харизмой, быть признанной. Возможно, в этом привлекательном «идеале» оказывается больше эгоистического жирного Я?

 

 

Пустой трон Будды. Британский музей

 

Продолжим разговор о философии шахматной игры, начатый в предыдущей статье.

«В шахматах заключён целый мир. Ты свободен в своих действиях, но любой ход может стать последним». Эти слова произносит один из героев знаменитого фильма Ридли Скотта «Царствие небесное», и с ними трудно не согласиться.